Афины на Шпрее
Его история началась в 1830 году, когда здесь было сооружено здание первого публичного музея Пруссии, называемое ныне Старым музеем. В 1859 году открылось здание Нового музея. Оба музея включали в себя прусские королевские собрания. В 1876 году приняла первых посетителей Национальная галерея (ныне Старая национальная галерея), в основе которой лежало частное собрание банкира Иоахима Вагнера. В 1901 году был открыт Музей кайзера Фридриха, который в настоящее время носит имя Вильгельма фон Боде (1845–1929) – одного из основоположников современного музейного дела, искусствоведа, многолетнего генерального директора королевских музеев. В 1930 году было завершено строитель-ство музея Пергамона.

Обойти все пять музеев за один день невозможно, хотя тысячи туристов, стремясь увидеть все и сразу, вновь и вновь предпринимают подобные героические попытки. Дабы основательно все по-смотреть, не хватит и нескольких месяцев, но в таком случае, что же делать тем счастливцам, которых ветер странствий занес в Берлин на 1–2 дня?

Прежде всего: не отказывайтесь под предлогом нехватки времени от посещения Музейного острова. Это, повторяю, лучшая, а потому вечная часть души Берлина, и тот, кто -увидит ее хоть краем глаза, не просто культурно обогатится. Он на всю оставшуюся жизнь станет счастливее и лучше.

Перед посещением острова музейных сокровищ важно точно определить свои приоритеты, ибо объять необъятное невозможно. Что вам милее: Египет? Античность? Византия? Средневековье? Европейский XIX век? Если выбор сложен, то хотя бы спросите себя, что вы ждете от путешествий и посещения музеев: набора общепризнанных шедевров или спокойного созерцания произведений, с которыми вы обрели духовный контакт. Есть мнение, что при изучении истории искусства нельзя руководствоваться принципом «нравится – не нравится». Это не так. Попытка хладнокровного и систематического исследования музейных собраний приведет на деле к поверхностности и скуке. Созерцание произведений искусства сродни творчеству, а в нем главную роль играет вдохновение, экстаз и… чудо. Чудо встречи с невыразимым и неизреченным.

Что же ждет нас в Афинах на Шпрее? Начну с Нового музея, ибо именно там находится замечательная коллекция египетского искусства и ее главный шедевр – скульп-турный портрет Нефертити. Вы, конечно, его себе представляете, но, поверьте, оригинал не имеет ничего общего с многочисленными репродукциями. Даже на расстоянии, за стеклом, вы увидите – она живая, она дышит, она смотрит на вас из глубины трех с половиной тысяч лет. И нет здесь никакой мистики; здесь только Искусство.

Нефертити была женой фараона Эхнатона, жившего в XIV веке до н.э. Существует мнение, что он попытался ввести в Египте единобожие, заменив почитание бесчисленных богов культом одного бога – Солнечного диска, – озаряющего теплом своей любви все народы и земли. Новые идеи породили новое искусство. Вместо традиционных египетских монументальности и мощи появилась совершенно иная система ценностей. Отныне грация, утонченность и хрупкость становятся эстетическим идеалом; впервые в истории мирового искусства скульптура и живопись показывают внутренний мир человека, изображая его не таким, каким он должен быть, а таким, какой он есть на самом деле. Амарнское искусство (получившее название по арабской деревне, возникшей на месте основанной Эхнатоном столицы) просуществовало недолго. Оно исчезло вскоре после ранней смерти Эхнатона, имя которого было проклято и предано забвению современниками. Но то, что было создано в течение нескольких лет, не было раздавлено толщей тысячелетий. Амарнское искусство остается одним из самых удивительных и прекрасных явлений в египетском да и в мировом искусстве. Портрет Нефертити и другие многочисленные его образцы вы увидите в Новом музее.

Музей Пергамона традиционно привлекает наибольшее количество туристов. Его строили более 20 лет (с 1909-го по 1930 г.) специально для алтаря Зевса. Его фрагменты были найдены во второй половине XIX века работавшим в Турции немецким инженером Карлом Хуманном, который недалеко от деревни Бергама, на высокой горе обнаружил руины легендарного греческого города Пергама. Археологам удалось вывезти в Берлин огромное количе-ство обломков алтаря Зевса, что позволило осуществить грандиозную реконструкцию. Низвергнутый со своего естественного пьедестала и заточенный в музейном зале, изготовленный реставраторами алтарь все же производит огромное впечатление на многочисленных туристов. Тут же, в Пергамоне, можно увидеть и другие прославленные реконструкции: рыночные ворота из Милета, ворота Иштар из Вавилона и т.д.

В Старом музее находится богатая коллекция древнегреческого и древнеримского искусства. Одной из достопримечательностей Музея Боде является коллекция европейской средневековой скульптуры, поражающей своей выразительностью и экспрессией. Раз побывав в нем, уже невозможно стереть из памяти некоторые лица, которые навсегда останутся вашими спутниками. Вот только хорошо это для вас или плохо – решайте сами. В Старой национальной галерее находится обширное собрание европейского искусства XIX–начала ХХ века, где преобладает немецкая живопись.

Наше воображаемое путешествие по Музейному острову подошло к концу. Надеюсь, уважаемые читательницы и читатели, оно станет для вас реальным в ближайшее время.
http://subscribe.ru