Рейнская столица, деревня на Дюсселе.
История с географией

Дюссельдорф расположен на обоих берегах Рейна в его нижнем течении, в месте впадения в него речки Дюссель. То есть город стоит на двух реках – на гигантском Рейне и на крохотном Дюсселе. Оттого и величают его, несмотря на дословный перевод имени («деревня на Дюсселе»), «Рейнской столицей». В 20-ти городах и 14-ти районах Рейнско-Рурского региона проживает более 11 миллионов человек, из них 584 тысячи – в Дюссельдорфе.

Первое письменное упоминание о рыбацкой деревушке на Дюсселе под названием Дуссельдорп (Dusseldorp) относится к 1135 году. А спустя 150 лет, 14 августа 1288 года, граф Адольф фон Берг пожаловал поселению Дюссельдорф статус города. Происходило это совсем не гладко, была кровопролитная борьба за власть между архиепископом Кёльнским, с одной стороны, и графом фон Бергом – с другой. Решающим сражением стала битва при Воррингене 5 июня 1288 года, в которой архиепископ Кёльнский, протестовавший против выдачи Дюссельдорфу этого статуса, потерпел поражение. С тех пор, по-видимому, и возникли на этой почве непростые – ревностно-сопернические – взаимоотношения между Дюссельдорфом и Кёльном, находящимися один от другого в 25-ти минутах езды на электричке…

После урегулирования спора о наследовании герцогства Юлих-Клеве Дюссельдорф вместе с герцогством Юлих-Берг перешел под власть пфальцграфов Нойбургских. Курфюрст Иоганн Вильгельм фон Пфальц, любящий роскошь и пышность, которого дюссельдорфцы называли Ян Веллем, избрал Дюссельдорф своей резиденцией. Этот период отмечен значительной градостроительной активностью. Вместе со своей женой Анной Марией Луизой из до­ма Медичи Ян Веллем сделал очень много для превращения города в веду­щий европейский культурный центр. На Рыночной площади, рядом с ратушей, стоит конная статуя, изображающая курфюрста Яна Веллема. Существует предание: скульптор Групелло, отливавший статую, вдруг с ужасом заметил, что ему не хватает металла. Тогда со всех сторон к нему поспешили жители Дюссельдорфа, неся с собой серебряные ложки, чтобы он мог закончить работу. Он способствовал также разви­тию транспорта, торговли и ремесел. В наполеоновские времена город становится центром великого герцогства Берг и получает новый импульс к развитию: строится порт, разбиваются новые бульвары и парки. Во время посещения Дюссельдорфа в 1811 году Наполеон был очарован этим городом. В 1816-м он стал самостоятельной административной единицей, столицей округа, в 1820-м город и округ были снова объединены, а в 1872-м Дюссельдорф в очередной раз стал автономным.

…Первые бомбардировки Дюссельдорфа во Второй мировой войне начались в 1940 году. К моменту их окончания в 1945-м под бомбами погибли свыше 5000 жителей города, более половины домов было разрушено, 90 % – повреждено. Все мосты через Рейн, большинство улиц, защитные дамбы, подземные и надземные переходы были уничтожены…















Рейнская столица

В 1946 году Дюссельдорф стал столицей земли Северный Рейн-Вестфалия. И, надо сказать, город гордится своей столичной ролью. Правда, здание Ландтага – единственное материальное выражение этой гордости. Премьер-министр же земли разместился в довольно скромном здании в стиле неоклассицизма. Такую «скромность» невозможно себе представить, например, где-нибудь в Мюнхене. В Дюссельдорфе же это связано с тем, что город не испытал такого последовательного развития в качестве столицы, как, к примеру, Берлин или Дрезден, а дюссельдорфцы всегда отличались здоровым чувством юмора.

Хотя в городе и появлялись заводы и фабрики, однако он развивался в основном как административный центр. Об этом свидетельствует и данное в те годы Дюссельдорфу прозвище «Письменный стол Рурского бассейна»: здесь сегодня в различных ведомствах – «амтах» – работают 40 тысяч человек! Дюссельдорф — один из наиболее экономически развитых городов региона. Важными факторами, приведшими к этому, наряду с расположением центре крупнейшей агломерации Германии, являются наличие третьего по величине в Германии международоного аэропорта и выставочного комплекса – Ярмарки (Messe). Дюссельдорф — ведущий центр в областях рекламы, европейского патентоведения, телекоммуникационных технологий, центр моды Германии, знаменитый своими неделями моды, которые привлекают дизайнеров и покупателей со всего мира: здесь проводится крупнейшие в мире модельная ярмарка Collections Premieren Düsseldorf, а также ежегодные выставки моделей одежды ИГЕДО. Ни один другой европейский город не имеет такого количества изысканных магазинов модной одежды.

Уступая только Франкфурту-на-Майне, Дюссельдорф является вторым в Германии банковским и биржевым центром. Сюда прилетают самолеты более 80-ти авиационных и чартерных кампаний мира. Они приземляются во втором по количеству перевозимых пассажиров аэропорту Германии, который связывает более 200 городов мира. А кому по душе поездка на автомобиле, тот может воспользоваться плотной сетью автострад, окружающих город, расположенный в самом центре Германии и Европы. Также и Рейн связывает Дюссельдорф с другими городами и странами. Город на Рейне сегодня – это город с самой обширной внешнеторговой деятельностью во всей Германии. Одним из надежных партнеров Дюссельдорфа – и культурных, и экономических – вот уже 15 лет является Москва.

Много интересного

Конечно, главная историческая достопримечательность Дюссельдорфа – «Старый город» (Altstadt). Он является географическим и культурным центром города. Из-за большого количества баров этой район получил прозвище «Самая длинная барная стойка в мире»: более 260-ти пивных, ресторанов, пиццерий, баров, дискотек, ирландских пабов каждый день гостеприимно распахивают свои двери для горожан и туристов. Многие из этих заведений имеют такую же длинную историю, как и сам город. В теплые весенние и летние вечера здесь яблоку негде упасть, столики выносят на улицу, а публика приходит сюда не только за хорошей едой и славным пивом, но и, как говорится, себя показать и на людей посмотреть. Старый город является центром производства и потребления темного пива – Schlösser Alt.

Центральной улицей Дюссельдорфа является бульвар Королевская Аллея – Köningsallee, любовно называемый жителями Kö. Кёнигсаллея, которая в 2001 году отпраздновала свое 150-летие, названа так в связи с одним казусом: когда по ней проезжал курфюрст Фридрих Вильгельм IV, кто-то бросил в него кучей конского навоза, и, чтобы тот не сильно обижался, назвали в его честь улицу… Один из красивейших бульваров Европы разделен протекающим по середине аллеи каналом, в котором течет Дюссель. На одной стороне аллеи сосредо­точены солидные банки и страховые ком­пании, на другой – в фешенебельных ма­газинах, ресторанах и кафе бурлит совсем иная жизнь. Две тре­ти клиентов этих магазинов – именитые гости горо­да со всего мира. Так, у Armani одеваются Клаудиa Шиффер и Тина Тернер, у Stock – Гарри Белафонте. У Leysieffer Гельмут Коль покупает трюфели, среди клиентов кондитерской Heinemann – Михаил Горбачев, а шведская королева Сильвия приобретает обувь у Prange. В книжный магазин, расположен­ный в доме 22, захаживали Томас Манн и Артур Миллер, а в доме № 57 по Köningsallee находился лицей, который посещал Генрих Гейне.

Если «Старый город» можно сравнить с сердцем Дюссельдорфа, то рейнская набережная – это его артерия. Над Рейном как бы зависли в воздухе 5 длинных мостов – настоящие шедевры строительного искусства. От шумного центра подать рукой до оазиса тишины и покоя – парка Ноfgarten. Это главный парк города. У входа – памятник Петеру Корнелиусу – живописцу, представителю немецкого романтизма. До войны памятник стоял посередине площади перед парк-отелем Штайнербергер. В этом самом фешенебельном отеле (одна ночь тут стоит 1500 евро) останавливался Гитлер со своими подельниками. Есть в Хофгартене одно романтическое место – Ананасберг. Раньше там стоял уютный особняк, где прусский принц Фридрих со своими охранниками шумно бражничал. Его любимым напитком был ананасбовле (свежие фрукты в вине или роме), который для него готовил придворный кондитер. Из такого неромантического занятия, как распитие алкоголя в общественном месте, и произошло красивое название – Ананасберг.

Здесь среди озер, ажурных мостиков, вековых деревьев и множества скульптур­ных групп стоит «Взывающий» русского художника и скульптора Вадима Сидура. Он прошел войну, был тяжело ранен – его буквально собрали по частям и спасли. Долгие годы он был запрещен в родной России… В Германии и нескольких других европейских городах есть его скульптуры (а в США – десятки): в Берлине стоит памятник жертвам концлагеря Треблинка – человеческие тела в огне, аккуратно уложенные штабелями, в Касселе – «Памятник погибшим от насилия». Когда доктор Бютнер из Касселя увидел в московской мастерской Сидура фигуру со скрученными и связанными руками, взывающую о пощаде, захотел установить ее в своем городе. Деньги собирали, обходя город с кружкой: Бютнер хотел, чтобы не государство, а сам народ ее устанавливал. Зная это, постоянно нуждавшийся Сидур не взял с немцев денег. В России стоят два памятника Сидура: в Царском Селе – «Формула скорби» – евреям, расстрелянным в 1941 году во время оккупации, и памятник «Оставшимся без погребения», который выбрали воины-афганцы.



Культура, образование

Дюссельдорф привлекателен не только деловыми встречами, но и своей культурой и искусством. Здесь располагается Рейнская Опера, в балетной труппе которой много русских артистов, Драматический театр «Шаушпильхауз» получил международное признание благодаря его основателям Густаву Грюндгенсу и Карлу-Хайнцу Струксу. Рядом с театром стоит памятник Густаву Грюндгенсу, которому Клаус Манн посвятил свой роман «Мефистофель», а Иштван Сабо снял по нему фильм «Мефисто». В 1959 году Грюндгенс привозил в Москву своего «Гамлета» и тогда же познакомился с Пастернаком. Немцы сложно относятся к нему: во времена нацизма Грюндгенс работал в Прусском драматическом театре в Берлине, поэтому вроде как сотрудничал с фашистами… Но все не так однозначно: очень многим он в те страшные времена помог выжить. Кстати, сейчас в Москве, в Литературном музее им. А.С. Пушкина, проходит выставка театральных портретов крупнейшего немецкого актера и режиссера Густава Грюндгенса (в ролях и в жизни), приуроченная к 15-летию партнерства Москвы и Дюссельдорфа.

Концертный зал «Тонхалле» знаменит своими концертами: здесь выступали Рихтер, Менухин, Караян, Башмет, Кисин, Аббадо, Ростропович, Баренбойм, а также звезды джаза. Международное признание завоевал Дюссельдорф и как город изобразительных искусств. Любители живописи получат удовольст­вие от посещения Художественных собраний К-20 и К-21. Здесь представлены произведения мастеров XX века: Клее, Эрнста, Брака, Кандинского, Миро, Леже, Шагала, Бекмана и др.

Одной из самых аристократических улиц была Билкерштрассе со своей 200-летней историей. Здесь жили и останавливались во дворцах принцы, графы, короли и вообще вся высокородная знать. В XIX веке в одном из дворцов жил светлейший князь Витгенштайн со своей женой – русской принцессой. Это и сейчас очень респектабельная улица, где располагаются Институт-музей Гейне, театр и музей марионеток, Театральный архив. Знать селилась также и на Шульштрассе. Тут стоял дворец родовитых князей Нессельроде.

Один из них – Карл Нессельроде – был выдающимся российским дипломатом. Во времена царствования Николая I он был министром иностранных дел и канцлером Российской империи. Это тот самый Нессельроде, в доме которого нашли приют Геккерен и Дантес и откуда шли подметные письма Пушкину. Ныне в восстановленном дворце находится Музей Гёте.

Нельзя не сказать, что в Дюссельдорфе есть еще Городской музей, Музей судоходства, более сотни картинных галерей, а также «страна невиданных зверей» – уникальный дюссельдорфский Аквапарк (Aquazoo), демонстрирующий водный мир всех природных зон планеты.

Крупнейшими образовательными учреждениями Дюссельдорфа являются: Университет им. Генриха Гейне (около 17600 студентов), основанный в 1907 году как Академия медицины и получивший статус университета в 1965-м; уже упомянутая Академия искусств (около 370 студентов), основанная в 1773-м, к середине XIX века ставшая центром «дюссельдорфской школы» живописи; Высшая музыкальная школа им. Роберта Шумана, преобразованная из основанной в 1935 году консерватории.

Если ко всему сказанному не упомянуть традиционного рейнского карнавала, продолжающегося весь год, или грандиозного летнего городка Kirmes с сумасшедшими аттракционами, фейерверками и вкусностями всех времён и народов, – картина жизнерадостного настроя рейнской столицы будет явно не полной.

«Дом позора»…

Но и о мрачном в истории города нельзя забывать… На одной из центральных улиц Дюссельдорфа есть перекресток (Брайтенштрассе и Казерненштрассе), который называют «немецкий угол». На этом перекрестке сейчас нет трех зданий, которые были построены в разные десятилетия и предназначались для, казалось, несоединимых действий: театральное представление, промышленное производство и молельный дом. Однако история распорядилась так, что судьбы и этих зданий, и людей, в них обитавших, очень тесно переплелись и, что самое печальное, были одинаково горестными. «Дом Стали» – массивное, в имперском стиле из темно-красного кирпича производственное сооружение, где находились до войны все богатейшие промышленные концерны Круппа, Боша, Тиссена и др. и который немцы называют «Домом позора». Своими миллионами эти люди поддержали Гитлера, надеясь, что восстановят приходящую в упадок индустрию. Большинство из них очень скоро «прозрели». Бош, например, как-то сказал Гитлеру, что если евреи-ученые покинут Германию, физика и химия задержатся на сто лет. Фюрер ответил, что страна обойдется без физики и химии. Бош и другие несогласные были отправлены в концлагеря или расстреляны. «Дом Стали» был разрушен полностью англичанами и восстановлен после войны.

Рядом располагался известный во всей Европе драматический театр, которым руководил Густав Линдеманн и где играла его жена – актриса Луиза Дюмон («немецкая Сара Бернар», как ее называли). Она умерла в 1932 году. Несмотря на заступничество Конрада Аденауэра, тогда бургомистра Кёльна, театр закрыли.

…После прихода к власти нацистов «гитлерюгенд» провел в Дюссельдорфе 11 апреля 1933 года массовое сожжение «нежелательной литературы». А с 9-го на 10 ноября 1938-го во время печально знаменитой «хрустальной ночи» были сожжены синагоги на улице Казерненштрассе и в районе Бенрат. 27 октября 1941 года с грузового вокзала Дерендорф отправлена первая партия жителей-евреев в концлагеря в Польшу.

Нет пророка в своем Отечестве…

На улице Шваненмаркт в 1981 году была установлена каменная посмертная маска Генриха Гейне работы немецкого скульптора Берта Герресхайма. Во времена нацизма Гейне был запрещен, его книги сжигали. Ему многое не хотели прощать: и то, что он еврей, и то, что перешел в другую веру, однако ненавидел церковников с их догмами и фарисейством, и то, что не был слепым патриотом Германии, не боялся называть немцев «смертельно тупой, педантичный народ», и то, что 13 лет жил во Франции и дружил с Марксом и Энгельсом… Вернувшись в Германию, Гейне отвечал своим хулителям: «Я люблю Отечество не меньше, чем вы. Из-за этой любви я провел тринадцать лет в изгнании… Рейн принадлежит мне… по неотъемлемому праву рождения, – я вольный сын свободного Рейна, но я еще свободнее, чем он; на его берегу стояла моя колыбель…».

Генрих Гейне родился на Болькерштрассе, в доме № 53. Он писал, что этот дом когда-нибудь станет достопримечательностью и просил владелицу дома не продавать его, потому что ее служанка получит больше чаевых, когда будет показывать иностранцам комнату, где он появился на свет… Английские бомбардировщики разрушили именно ту часть дома, где над колыбелью поэта, как он писал, «играли вечерние лучи восемнадцатого и первая заря девятнадцатого столетия». Сегодня здесь разместился Heine Haus – литературное кафе и книжный магазин. В доме напротив, в ресторане «Золотой котел», над деревянными стругаными столами установлен бюст Гейне, который хозяин при нацистах прятал в тайнике под полом…

После окончания гимназии с 18-ти лет Гейне жил в Гамбурге. Семья не одобряла его увлечения литературой. Он обучался торговому делу, получил юридическое образование в Гёттингене. Амалия, дочь банкира Соломона Гейне (его дяди) отвергла его любовь и вышла замуж за богатого землевладельца. И хотя любовь к Амалии «испепеляла» бедное сердце, он поочередно влюблялся во всех остальных ее сестер… Гейне умер в 1856 году в Париже, похоронен на кладбище Монмартра, а признан в полной мере на родине только в наше время…

«Русские пришли»…

Подсчитано, что сегодня в Дюссельдорфе проживает более 35-ти тысяч людей, говорящих по-русски. Где же наши соотечественники общаются между собой в Дюссельдорфе?
Таких возможностей предостаточно. Самое, пожалуй, популярное место сегодняшнего общения русскоговорящих друг с другом и с коренными немцами – Русско-немецкий культурный центр «Радуга» со всевозможными мероприятиями на двух языках. Центр, возглавляемый бывшими москвичами – актрисой Нелли Куниной и театральным режиссером, а теперь – менеджером и зампредом городского Совета иностранцев Вячеславом Лисиным, существует уже 11 лет. Здесь можно получить квалифицированные консультации специалистов – правовые, социальные, бытовые – для приехавших на ПМЖ, воспользоваться услугами переводчиков, принять участие во многих секциях по интересам, как для пожилых, так и для молодежи, посещать многомесячные языковые курсы (все это бесплатно!), а также стать не только зрителем, но и участником музыкального и танцевального ансамблей, театра «Кулисы», а то и просто… встретиться с интересным собеседником, поболтать за чашкой кофе или кружкой пива в уютной, почти домашней обстановке. Чего порой очень не хватает человеку в незнакомой среде.

Для желающих пообщаться на русском языке есть еще Центр восточной Европы (рядом с вокзалом, на Bismarckstraße) с хором переселенцев «Легенда», выставками русских художников (в том числе приезжающими на Рейн поработать и затем выставиться в здешних мастерских и галереях – в порядке культурного обмена между Москвой и Дюссельдорфом), семинарами и встречами, постоянно действующие Литературная гостиная и Поэтический турнир для пробующих свои силы в занятиях с русским словом. Если к этому добавить только что прошедшую с большим успехом в здании Ландтага выставку художников – российских немцев, многочисленные визиты российских гастролеров, концерты, спектакли, эстрадные представления, несколько магазинов-клубов русской книги (тоже хорошие места для общения) с большим ассортиментом книжных новинок и антиквариата, а также – чтоб не забыть! – традиционные (уже ежегодные) «Дни Москвы в Дюссельдорфе» с кинофестивалями самых свежих российских фильмов, экономическими форумами и выставками московских художников (последний по времени был в прошлом ноябре) – становится ясно, что человеку, говорящему и думающему по-русски, пропасть в скуке и одиночестве в рейнской столице не дадут.

Московская Немецкая Газета