Сказочный мир гарцевских легенд
Обычно они располагались на вершинах «лысых гор» − в Германии таких насчитывается почти сотня. Во главе с владыкой ада нечисть устраивала там свои ежегодные шабаши. Но были и такие места, где богомерзкие бабы встречались, чтобы просто от души наплясаться. Этакие ведьмины танцплощадки. В немецком языке − хексентанцплатц (Hexentanzplatz). Что буквально и переводится как «место ведьминых танцев». Больше всего подобных местечек в Гарце. А самое известное находится на вершине скалы, у основания которой расположился живописный городок Тале. Его ежегодно посещают тысячи туристов со всего мира. Вид на эту самую популярную гарцевскую «танцплащадку» изображен на множестве старинных открыток. 21 апреля 1996 г. в Тале состоялось торжественное открытие уникальной скульптурной композиции, автор которой − уроженец Кведлинбурга (Гарц) Йохен Мюллер.

Представьте себе выложенные по кругу внушительных размеров гранитные глыбы. На одной восседает дьявол,на другой – странное мистическое существо, в котором можно углядеть черты свиньи, грызуна и дракона. Несколько в стороне в натуральную величину изображена нагая и весьма уродливая ведьма. Она толкает перед собой огромный валун, намереваясь замкнуть им своеобразный магический круг. Современное поверье гласит, что если ведьме это удастся, будет открыта дверь в потусторонний мир.

Вероятно, самым важным торжеством древних германцев было то, что проводилось в начале мая. В записях пастора Декера (1752 г.), хранящихся в монастыре Риддагсхаузен близ Брауншвейга, упоминается занятная история. Карл Великий (747 − 814 гг.) запретил язычникам под страхом смерти отправлять свои службы в лесных чащобах и на вершинах гор. А чтобы тe не нарушили запрета, распорядился выставить у культовых сооружений стражу. И тогда саксы пошли на хитрость. Они обрядились в ведьм и чертей, вооружились вилами и метлами и с дикими криками и улюлюканьем двинулись к своим оскверненным святыням. Завидев ряженых, воины Карла Великого не на шутку испугались и бежали. Уж не с тех ли пор в народе бытуют слухи о жутких шабашах?

Ведьмины танцы

Легенды утверждают, что гарцевские ведьмы слетались на шабаши в последние апрельские ночи. Сначала они вытанцовывали лежавший на горе снег, чтобы ускорить приход весны. Затем рассаживались по валунам да кочкам и хвастались достижениями в колдовстве. В разгар весны нежити старались пополнить запасы колдовских сил, растраченые за прошедший год. На такие сходки старые колдуньи приводили и девушек, которые мечтали стать ведьмами.


Под дикий шум ликующей толпы молодые кандидатки стремительно сбегали по ведьминой лестнице в долину. К тому месту, где располагалась харчевня отеля «Лесной кот». Затем вновь поднимались на гору и производили омовения у ведьминой купели. Иногда там появлялся сам дьявол и лично производил чертово крещение новоиспеченных ведьм. Потом снова были танцы до упаду. Но как только часы ратуши в Тале оповещали наступление полуночи, веселье прекращалось, и ведьмы исчезали. И лишь в Вальпургиеву ночь все выглядело иначе. С Hexentanzplatz богомерзкие бабы отправлялись прямиком к Брокену, где праздник только начинался.

Легенды, торжества и обряды

О ведьминых местах ходит множество легенд. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и сегодня. Достаточно упомянуть гору Эренбюрг (Ehrenbürg), близ Форххайма (Forchheim), что в Баварии. Местные жители до сих пор уверены, что по ночам туда слетаются служительницы сатаны…

Одна из легенд повествует о молодом человеке, который возвращался домой с ярмарки. Голову юноши украшал венок из полевых цветов. Погруженный в свои мысли, он и не заметил, как солнце скрылось за верхушками деревьев. Вдруг откуда ни возьмись налетел шквал ветра. А с ним громкие крики, визги и свист. Юноша посмотрел вверх и не поверил своим глазам. Над его головой одна за другой проносились ведьмы. Кто-то сидел верхом на кошках и собаках. Другие оседлали грабли и ухваты. Завидев человека, богомерзкие создания заверещали пуще прежнего. А одна из них, подлетев к юноше, прокричала: «Радуйся, что в твоем венке вплетены цветы душицы и валерианы, а то бы я сразу свернула тебе шею».

На отдельных открытках из Гарца можно рассмотреть горный отель «Hexentanzplatz». Именно там в 1908 г. проводили первое официальное празднование Вальпургиевой ночи. Организовано оно было местным клубом любителей старины и фольклора, который активно действовал до середины 30-х годов ХХ века. Праздничный ужин подавался на веранде отеля. С началом Второй мировой войны такие торжества прекратились. И лишь после 1945 г. наметилось постепенное возвращение к традиционному празднованию Вальпургиевой ночи.

Тайные знаки и обереги

В некоторых уголках Гарца еще и сегодня можно натолкнуться на загадочные знаки-обереги. На стенах старинных домов и сараев встречаются изображения простого креста или пятилучевой звезды − пентаграммы. В «Фаусте» у Гёте именно из-за начертанной над дверью пентаграммы Мефистофель не мог покинуть обители доктора. И был вынужден прибегнуть к помощи крысы, которая обгрызла один из лучей каббалистической звезды, тем самым разорвав магический круг и выпустив лукавого демона. Описанные выше способы защиты от нечистой силы наши пращуры считали достаточно эффективными. Кроме того, от проникновения в дом ведьмы или упыря защищала и обыкновенная подкова, закрепленная над дверным косяком. И все-таки самым простым способом защиты от нечести считали начертанные на дверях домов три крестика. Делалось это чаще мелом сразу после захода солнца. Существовало также поверье, что ведьмы не могли использовать в качестве транспортного средства домашних животных из хлева или со двора, которые были помечены таким образом. И даже если бы они попытались это сделать, то едва поднявшись в воздух, попадали бы на землю.
http://subscribe.ru