Легенды старого Мюнхена
В вычурном фасаде монументального здания, вытянувшегося на сто метров вдоль центральной площади баварской столицы, закодированы удивительные истории. Когда впервые видишь его, невольно охватывает ощущение, что стоишь перед сказочным замком сумасбродного волшебника.

Мюнхенская малышка

И чего здесь только нет! Заключенные в камень герольды в сопровождении своих величавых спутниц соседствуют с жуткими гаргулиями, и химерами, будто нарочно перебравшимися туда с башен собора Парижской богоматери. А изящные аркады и стрельчатые окна венчают ставшие бирюзовыми от времени бронзовые шпили. И над всем этим каменным великолепием — высокая башня с часами, на шпиле которой с разведенными в стороны руками «балансирует» ребенок в монашенском одеянии бенедиктинцев. Это — мюнхенская малышка. Именно так можно перевести с немецкого имя геральдического символа Мюнхена — Мюнхнер Киндль (Münchner Kindl). Но Мюнхенская малышка с накинутым на голову капюшоном и в красных башмачках украсила собой не только герб города.

Занятно, что первоначально мюнхенская малышка была… монахом-бенедиктинцем. Самое раннее его изображение в гербе города Мюнхена датируется 1304 годом. Но со временем благодаря стараниям разных художников сей служитель церкви все больше и больше преображался, пока в 20-х гг. прошлого века не превратился в симпатичную девчушку. Автором известного нам сегодня изображения являлся художник Каспар Браун (Kaspar Braun). Его карандашный набросок вышагивающего из гербового щита ребенка в монашеском одеянии, выполненный в 1847 году, лег в основу современного изображения.

Сегодня этот мотив мюнхенской геральдики можно встретить в столице Баварии повсюду. Начиная с крышек канализационных люков и заканчивая пивными бутылками. С той лишь разницей, что на гербе города ребенок держит в левой ручонке книгу (предположительно Святое Писание), а пальцы его правой замерли в клятвенном жесте. А, например, на бутылочных этикетках и открытках у него в руках… литровая пивная кружка. Кстати, появление монаха на гербе Мюнхена, как, собственно, и самого названия города объясняют следующей легендой.

Как Мюнхен стал Мюнхеном

Давным давно на месте сегодняшней столицы Баварии стоял монастырь бенедиктинцев. Места те в прошлом были малонаселенными и монахи наслаждались уединением и спокойствием. До отшельников стали долетать невеселые слухи о зверствах, кои учиняли гунны — дикие степные кочевники с востока — среди местного населения баварских земель. Не останавливались они якобы и перед служителями церкви. Когда вести о приближении жестоких чужеземцев стали достигать стен монастыря все чаще, аббат собрал своих братьев-монахов на совет. Часть бенедиктинцев была за то, чтобы покинуть святую обитель и пересидеть нашествие врагов в лесной глуши. Но были и такие, которые верили, что Всевышний защитит их от гибели за монастырскими стенами. На том и порешили.

Часть братьев ушли вниз по течению реки Изар, и поселились на опушке леса в собственноручно выстроенном срубе. После того как герцог Саксонии и Баварии Генрих Лев, одержав победу в многочисленных сражениях, изгнал гуннов за пределы своего государства, монахи-бенедиктинцы вернулись на прежнее место. Открывшаяся их взорам картина повергла отшельников в ужас. Монастырь был сожжен, а все их братья-монахи перебиты. Однако беда миновала, и бенедиктинцы отстроили свою обитель заново. В старину люди называли то место «у монахов» (на немецком — «bei den Mönchen»). А уже позже из латинского словосочетания «apudmunichen» возникло современное «Мюнхен».

Правда, существуют и иные версии на этот счет. Так одна легенда донесла до нас довольно жуткую историю о находке отрубленной головы монаха при закладке в городе фундаментов для первых каменных домов. При этом голова, якобы, продолжала истекать кровью… Возможно, в данном конкретном случае мы сталкиваемся с отголосками легенд из жития знаменитого проповедника Иоанна Крестителя, поплатившегося за свою праведность головой. Казнили его по приказу тирана Галилеи Ирода.

«Драконий угол»

Сквозь перезвон колокольчиков по центральной площади города разливается ненавязчивая музыка своеобразного танца — танца, впервые выполненного в честь победы горожан над жутким чумным драконом…

Теперь уже и не известно, когда это было и было ли на самом деле. Но если и было, то очень давно. Однажды в Мюнхене объявилось ужасное чудовище. Это был дракон, чье зловонное дыхание несло неминуемую гибель всему живому. Ибо было заражено чумой. Дракон летал над улицами города и отравлял их черной смертью. Много тогда сгинуло народу, а оставшиеся в живых люди забаррикадировали окна и двери своих жилищ и молились о спасении. Однако, не повезло и чудищу!

Среди защитников города оказался один меткий пушкарь. Первым же ядром этот ловкач уложил змея. Гвардейцы ликовали, но улицы города по-прежнему оставались пусты. Люди ничего не знали о знаменательной победе над страшным зверем. Тогда те, кто сражался с драконом пошли от дома к дому, исполняя при этом торжественный танец. И еще до конца не веря в чудесное спасение, горожане стали покидать свои убежища и выходить навстречу танцующим. С тех пор каждые семь лет в Мюнхене проводятся торжества посвященные избавлению от дракона. Ряженые, проходя сквозь людскую толпу, мажут детям сажей носы в память о чуме и обязательно исполняется упомянутый выше танец. А вот на башне новой ратуши его можно лицезреть каждый день. При этом куклы танцуют его летом три раза в день, а в холодное время года дважды.

Западный угол новой ратуши (перекресток Вайнштрассе (Weinstrasse) и Мариенплац) прозвали «драконьим» — Вурмэк (Wurmeck). По стене там «карабкается» бронзовое чудовище. Его змеиное тело извивается, когтистые лапы вцепились в каменную кладку, перепончатые крылья охватили изгиб стены, а из клыкастой пасти высовывается раздвоенный язык. Барельеф перед мордой зверя демонстрирует разбигающихся в панике людей. Тот, что слева от дракона — копошащихся у пушки горожан, а справа — танцующих победителей. В общем, зрелище впечатляющее!

Мюнхенский погребок

Говоря о Новой мюнхенской ратуше, нельзя не упомянуть ее знаменитого погребка. Впрочем, название погребок едва ли подходит к этому грандиозному гастрономическому заведению с вместимостью в более чем пятьсот сидячих мест. Впервые для любителей вкусно поесть и сладко попить его двери отворились 1 августа 1874 года. С тех пор он несколько раз менял хозяев, перестраивался и расширялся на радость завсегдатаев и гостей города. Сегодня это заведение занимает почти две третьих площади подвалов ратуши и состоит из нескольких со вкусом оформленных залов. Каждый из них имеет свое собственное название.

Здесь и «Винный подвальчик» (Weinstube), и «Погребок Бахуса» (Bacchuskeller), и «Коморка Боттичелли» (Botticellistuben), и «Болото» (Sumpf), и «Комната Прелата» (Prälaten Zimmer, Prälatenstüberl), и даже восхитительно оформленный зал с библейским названием «Ноев ковчег» (Arche Noah). Над росписью его могучих сводов, колонн и стен работал талантливый художник-фантазер Генрих Шлитт. Мистические сюжеты его картин с потешными винными бутылками и пивными кружками, вооруженными алебардами и аркебузами, а также кобольдами и гномами создают неповторимую сказочную атмосферу. Особенно сильно ее воздействие начинаешь чувствовать, опрокинув стаканчик-другой черного бочкового пива и утолив первый голод знаменитыми на весь свет белыми баварскими сосисками с зернистой домашней горчицей.

Тайны Фрауенкирхе

Наряду со всемирно известным Октоберфестом (Oktoberfest) – самым большим народным гулянием в мире и Мариенплац (Marienplatz) — центральной площадью Мюнхена в этом городе есть еще знаменитый Собор святой Богородицы. Это одна из самых популярных достопримечательностей баварской столицы. Именно о нем сегодня пойдет наш рассказ.

Строили собор Св. Богородицы, больше известный как Фрауэнкирхе, с 1468 по 1525 год. Длина этого кирпичного сооружения составляет 109 м, ширина — 40 м. А его высота без учета знаменитых бышен ровняется 37 м. В опровержение давней легенды, что башни сильно различаются по высоте, в действительности они почти одинаковые. Высота южной составляет 98,45 м, а северной — 98,57 м. Существует великое множество интересных изображений собора святой Богородицы на открытках и сувенирах. Часто в основе таких рисунков сюжет тех самых башен-близнецов, давно превратившихся в своеобразный символ баварской столицы. «Мои любимые аспарагусы» (спаржа. пр. авт.), как называл их баварский курфюрст Макс III Йозеф.



Трагическое происшествие

Говорят, решение о строительстве собора было принято после одного трагического случая. На месте Фрауэнкирхе прежде стояла куда более скромная по габаритам церквушка. По праздникам в нее набивалось столько народу, что не расчитанная на постоянно растущую толпу прихожан, она буквально трещала по швам. Однажды, когда в храм собралось особенно много верующих, послышались крики «Пожар!». Люди рванулись к единственному выходу из церкви, в результате чего произошла жуткая давка. В итоге пострадало много человек. Кому-то изрядно намяли бока, кому-то оттоптали ноги. А одну совсем еще юную девушку, будто бы первую красавицу города, задавили насмерть. Ясно, что без последствий это происшествие остаться не могло. Да и голоса о необходимости новой, более вместительной церкви становились все громче. А уже вскоре начался и сбор необходимых для строительства средств.

Интересно, что сегодня собор Святой Богородицы уже не производит впечатления того импозантного сооружения, каким оно, без сомнения, являлось раньше. А все дело в том, что его со всех сторон окружают современные здания. Кстати, в Мюнхене по-прежнему нельзя возводить здания выше Фрауэнкирхе! Так что церковь оказалась зажатой как бы в кольцо, и охватить ее полностью взглядом на сегодняшний день не представляется возможным. Впрочем, знаменитые купола-маковки видны издалека. Под одной из них на полу чердака лежит тяжелая деревянная балка, с которой связана одна занятная история.

В свое время эта балка входила в конструкцию перекрытия. Но когда башня была готова, мастер-плотник по-имени фон Штранбинг (von Stranbing) взял и вынул ее оттуда. Сделал он это с одной единственной целью — доказать всем какой он был на самом деле непревзойденный специалист. При этом он, будто бы, заявил, что теперь никто не сможет сказать, где она лежала. И будто бы до сих пор никто так и не смог этого сделать Вокруг божьего храма практически всегда гуляет ветер. Иногда его порывы срывают с зазевавшихся туристов кепки и шляпы, и, словно, издеваясь над людьми, катают их по мостовой. Почему только у гостей баварской столицы, спросите вы? Да потому, что жители Мюнхена прекрасно осведомлены об этой скверной особенности окрестностей церкви. А посему своевременно придерживают головные уборы руками. Известна им и старинная легенда, связанная с внезапно налетающими на посетителей собора мини-вихрями…

Шторм и дьявол

Строительство Фрауэнкирхе подходило к завершению, когда весть о ней достигла ушей владыки преисподней. - Что! Еще одна церковь в Мюнхене! — взревел рогатый и в бешенстве пнул копытом, принесшего ему дурную весть чертенка. — Их там и без того хоть пруд пруди!

Когда же дьяволу стало известно, что новый храм посвящался святой Деве Марии, проклятиям его не было конца. Уж очень боялся нечистый, что приток грешников в адские чертоги после сдачи в эксплуатацию новой церкви начнет неумолимо сокращаться. Допустить такого он просто не мог. Однако, вспомнив свои прежние поражения в подобного рода «разбирательствах» с небесными силами, сатана решил заручиться поддержкой. Нужного помощника он приобрел в лице северного штормового ветра. Договорились, что черт ворвется в еще не освященную церковь и начнет крушить ее изнутри. А шторм должен будет заняться фасадом здания. Когда же дьявол влетел под своды Фрауэнкирхе, он в недоумении остановился под церковным органом. С толку его сбило то обстоятельство, что он не увидел в новом храме ни одного окна. На радостях черт так топнул ногой, что на каменном полу остался глубокий след!

- Эти неумехи забыли сделать в новой церкви окна, — захохотал нечистый. — Какой же верующий станет здесь молиться?

Сказав это, дьявол провалился сквозь землю. Каково же было его удивление, когда в день открытия собора святой Богородицы народ повалил туда толпами. Тут только нечистый додумался взглянуть на новую церковь со стороны. И к своему великому гневу обнаружил, что окна у здания имелись в достатке. Однако изменить что-либо дьявол был не в силах. Ибо Фрауэнкирхе к тому времени уже была освящена. Но вот шторм, в отличии от сатаны, не может успокоиться и по сей день. Поэтому вокруг здания практически всегда ветрено.

Тойфельстритт

Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.

Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно. Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой… сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.

На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.

Московская Немецкая Газета