Кёльн: собор, карнавал, одеколон и не только…
- Печать
- 02 янв 2014
- Города Германии
- 2673 прочтений
А начиналось так…
Юлия Агриппина, родившаяся на левом берегу Рейна, была правнучкой императора Августа, внучкой полководца Марка Випсания Агриппы, дочерью Агриппины Старшей и полководца Германика и сестрой императора Калигулы. В 49 году н.э. эта решительная женщина вышла замуж за императора Клавдия – родного дядю. Она и заставила мужа основать на месте ее рождения колонию под названием Колония Клаудио Ара Агриппиненсиум. Постепенно от этого названия осталось только слово Колония, превратившееся в нынешний Кёльн.
Русский историк-германист Лев Копелев писал о Кёльне: «Возник он 2000 лет тому назад, построен римлянами, воздвигавшими здесь укрепления, пролагавшими дороги на запад, на юг и на север и многие километры водопроводов. Здесь встречались и смешивались кельтские, германские и италийские племена, и разноплеменные римские легионеры, среди которых были представители балканских, малоазиатских и африканских народов… Уже в нашем тысячелетии Кёльн был 73 раза отлучен Папой за своеволье, но всегда находились бесстрашно упрямые священники или монахи, которые в подземных помещениях романских церквей, в криптах, правили службу вопреки папским запретам, крестили, причащали, венчали, отпевали отлученных кёльнцев… Кёльн с 1794-го до 1814 года принадлежал сначала Французской Республике, потом Французской империи. С 1815 года он стал прусским городом, но в 70-е годы XIX века упрямо сопротивлялся имперской унификации Бисмарка, отстаивая свою католическую независимость. Нацисты в свои самые удачливые годы не набирали в Кёльне даже половины голосов, и о Гитлере говорили, что он неохотно приезжает в этот негостеприимный город, где цветы ему бросают вместе с горшками.
Первый в федеральной земле
Когда поезд преодолевает мост Гогенцоллернов над Рейном и тормозит перед вокзальным перроном, за окном встает каменной громадой, закрывая все другие виды, стена Кёльнского собора. А над бесчисленными рельсовыми путями во всю ширь вокзального ангара светится известная миру виньетка: «4711 ЕСНТ KÖLNISCH WASSER». Так с первой минуты древний город на Рейне открывает путешественнику свои сокровенные символы.Имя Кёльна слышится на всех европейских языках: «о-де-колонь», «кёльнская вода»… Собор, слава и гордость Кёльна, высится над старинными кварталами и виден в городе отовсюду. Город издревле стоит на пересечении важных торговых путей, что в каждую новую историческую эпоху обеспечивало ему стремительный взлет.
По численности населения Кёльн (1 млн. 20 тыс.) – первый в земле Северный Рейн-Вестфалия и четвертый город в ФРГ (после Берлина, Гамбурга и Мюнхена). Количество рабочих мест здесь приближается к 431 тысяче, большинство из них – в сфере услуг, торговле, банковской и страховой сферах, в автомобильной промышленности и станкостроении, в химической, электротехнической и фармацевтической промышленности. Только заводы Ford обеспечивают работой 21 тыс. человек. Давнюю традицию имеет фабрика Stollwerk, выпускающая шоколад и другие кондитерские изделия. Это и крупнейший в земле Северный Рейн-Вестфалия медиа-центр. Из тех, кто занят в сфере массовых коммуникаций ФРГ, каждый 10-й человек работает в Кёльне.
Истоки культуры
Старый Домгород (Domstadt) на Рейне известен в первую очередь как город искусства и интернациональный город выставок. Благодаря Кёльнскому собору и 12-ти римским церквям, он считается одним из важнейших культурных центров Германии. Бесценные находки римской эпохи собраны в городских музеях. Строительство и археология в Кёльне теснейшим образом взаимосвязаны. Почти каждая попытка «рыть в глубину» оборачивается здесь ценной находкой.
В Средние века кёльнские патриции и богатые купцы приглашали ювелиров, художников, скульпторов из Южной Германии и Франции, из Фландрии и Праги. Они украшали монастыри, храмы, фасады домов, создавали скульптуры и алтари. Но история сохранила нам только одно великое имя: Стефан Лохнер (1410–1451 гг.). Алтари и фрески старинных церквей свидетельствуют о том, что в своих трудах этот уроженец Констанца был не одинок, и это позволяет говорить о «кёльнской школе живописи». Тогда же, в XIV веке, был основан Кёльнский университет, один из древнейших в Европе. Но к 1388 году город давно уже обладал устоявшейся образовательной традицией благодаря монастырским школам. Год основания Кёльнского собора (1248) совпадает с годом открытия «высшей школы» доминиканского, францисканского и августинского орденов. В 1388 году в Кёльнском университете вели занятия 20 профессоров, учились 600 человек. Теперь студентов здесь в 100 с лишним раз больше, и это сказывается на облике города и уровне его культурной жизни.
Под сенью Собора
Достопримечательности Кёльна начинаются прямо у вокзальной площади, и первой из них можно считать само здание Главного вокзала. Как памятник архитектуры охраняется так называемый перронный зал, перекрытый цилиндрическим сводом (ажурной конструкцией из металла и стекла), сквозь который виден северный фасад Собора. На кёльнский вокзал каждый день прибывает до 1300 поездов. Слева от выхода ступени лестницы ведут к Кёльнскому собору. Площадку перед ним называют Domplatte.Это одна из самых популярных точек Кёльна. Тут группами и поодиночке гуляют туристы с фотоаппаратами. Тут устраивают митинги сторонники чего-нибудь и борцы с чем-то. Гоняют на роликах и скейт-бордах мальчишки. Вооружившись цветными мелками и кружкой для монеток, набившие руку художники невозмутимо воспроизводят на мостовой «Джоконду» или «Автопортрет» Рембрандта.
Летом 1998 года Кёльн праздновал 750-летие с того дня, когда архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в фундамент нового Собора, на строительство которого понадобилось… 632 года и 2 месяца! Неисчислимы художественные сокровища храма, обретенные за прошедшие столетия. Его величайшая святыня – мощи Трех Королей-волхвов – хранится в саркофаге, выполненном мастером Николаем из Вердена. Этот золотой саркофаг (длина 2,2 м; высота 1,53 м; ширина 1,1 м; вес 600 кг) – самый большой из подобных ему в Европе, имеет форму трехнефной базилики.
Идем по Старому городу
Неподалеку от Собора расположены важнейшие музеи Кёльна: Музей прикладного искусства, Городской, Музей шоколада, Музей спорта и Олимпийских игр, Архиепископский музей. А непосредственно с Собором соседствует Римско-германский музей, посвященный наследию римских времен и эпохи переселения народов. Обогнув его слева, видишь Музей Людвига, где представлена солидная коллекция фабриканта Петера Людвига: американский попарт, немецкий экспрессионизм, работы Пикассо, Леже, Клее, Кандинского, Дали. Кёльнская филармония расположена в буквальном смысле слова под Площадью Генриха Бёлля, образующей ее кровлю. Нижняя точка амфитеатра находится глубже уровня Рейна; от воды и грохота автомобилей в туннеле под набережной филармонию защищает двойной бетонный корпус. Между прочим, Рейн весьма строптив: наиболее сильные наводнения Кёльн пережил в 1993-м и 1995 годах, когда уровень воды достиг рекордной за последнее столетие отметки – 10, 26 м, улочки Старого города превратились в каналы…
Романская церковь Св. Мартина выстроена там, где когда-то были римские купальни, потом римские склады и, наконец, монастырь. Но в середине XII века церковь уничтожил пожар, а на ее месте возник нынешний храм. Кукольный «Хеннешен-театр», где представления идут на кёльнском диалекте, находится недалеко отсюда, на Eisenmarkt. На Ostermannplatz находится пивная с самым знаменитым в Кёльне названием – Päffgen. Многие кёльнцы считают лучшим сортом «Кёльш». Это пиво продается только в розлив.
Готическую башню Ратуши, которая была самым высоким сооружением города до завершения в 1880 году Собора, украшают 124 фигуры людей, связанных с историей Кёльна, – курфюрсты и правители, политики, ученые и так далее. Среди них – архиепископ Хильдебольд, Карл Маркс, Конрад Аденауэр, Генрих Бёлль и другие. Но выше всех располагаются, конечно, Три Короля и святые покровители города. Прежде со второго яруса башни бургомистр оповещал граждан о решениях Совета. Теперь он появляется на площади раз в год, ровно в 11 часов 11 минут 11 ноября, в день начала знаменитого кёльнского Карнавала… От средневекового еврейского квартала, очертания которого выложены на площади цветным булыжником, сохранилась только ритуальная купальня – Миква. Под стеклянной пирамидой винтовая лестница ведет на 16-метровую глубину. Рядом расположено новое здание Музея Вальрафа-Рихарца, представляющего живопись XIII–XIX вв., скульптуру и графику XIX в.; в коллекции – работы Стефана Лохнера и его школы, картины Кранаха Старшего, Дюрера, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и др. А за площадью Ноймаркт виден могучий силуэт романской церкви Св. Апостолов. Рядом – памятник Конраду Аденауэру, первому бургомистру Кёльна и первому послевоенному канцлеру ФРГ.
«Кёльнское чудо»…
Еще несколько шагов вперед, и перед нами – самое мрачное из мемориальных мест Кёльна — «Эль-Де-Хаус», куда в 1935 году вселилось кёльнское гестапо. В подвалах устроили камеры, где содержали до 33 заключенных, а во дворе – братскую могилу. Постоянная выставка посвящена теме «Кёльн во времена национал-социализма».
Напомним: за годы Второй мировой войны в бомбежках погибли 20 тыс. кёльнцев и столько же на фронтах; 7100 евреев были уничтожены в концлагерях. Когда 6 марта 1945-го в Кёльн вошли американцы, он был разрушен почти на 90 процентов. Но кёльнцы, возвращаясь к руинам своих жилищ, взялись за дело с немыслимым рвением, совершив то, что вошло в историю Германии под названием «кёльнское чудо»: по историческим чертежам и планам были заново отстроены целые кварталы у Рейна. Восстановление Кёльна заняло более 20 лет и было завершено к 1970 году, а 1985-й объявили «годом романских церквей» – именно тогда двенадцать знаменитых храмов засияли, наконец, прежней красотой.
Московская Немецкая Газета
Юлия Агриппина, родившаяся на левом берегу Рейна, была правнучкой императора Августа, внучкой полководца Марка Випсания Агриппы, дочерью Агриппины Старшей и полководца Германика и сестрой императора Калигулы. В 49 году н.э. эта решительная женщина вышла замуж за императора Клавдия – родного дядю. Она и заставила мужа основать на месте ее рождения колонию под названием Колония Клаудио Ара Агриппиненсиум. Постепенно от этого названия осталось только слово Колония, превратившееся в нынешний Кёльн.
Русский историк-германист Лев Копелев писал о Кёльне: «Возник он 2000 лет тому назад, построен римлянами, воздвигавшими здесь укрепления, пролагавшими дороги на запад, на юг и на север и многие километры водопроводов. Здесь встречались и смешивались кельтские, германские и италийские племена, и разноплеменные римские легионеры, среди которых были представители балканских, малоазиатских и африканских народов… Уже в нашем тысячелетии Кёльн был 73 раза отлучен Папой за своеволье, но всегда находились бесстрашно упрямые священники или монахи, которые в подземных помещениях романских церквей, в криптах, правили службу вопреки папским запретам, крестили, причащали, венчали, отпевали отлученных кёльнцев… Кёльн с 1794-го до 1814 года принадлежал сначала Французской Республике, потом Французской империи. С 1815 года он стал прусским городом, но в 70-е годы XIX века упрямо сопротивлялся имперской унификации Бисмарка, отстаивая свою католическую независимость. Нацисты в свои самые удачливые годы не набирали в Кёльне даже половины голосов, и о Гитлере говорили, что он неохотно приезжает в этот негостеприимный город, где цветы ему бросают вместе с горшками.
Первый в федеральной земле
Когда поезд преодолевает мост Гогенцоллернов над Рейном и тормозит перед вокзальным перроном, за окном встает каменной громадой, закрывая все другие виды, стена Кёльнского собора. А над бесчисленными рельсовыми путями во всю ширь вокзального ангара светится известная миру виньетка: «4711 ЕСНТ KÖLNISCH WASSER». Так с первой минуты древний город на Рейне открывает путешественнику свои сокровенные символы.Имя Кёльна слышится на всех европейских языках: «о-де-колонь», «кёльнская вода»… Собор, слава и гордость Кёльна, высится над старинными кварталами и виден в городе отовсюду. Город издревле стоит на пересечении важных торговых путей, что в каждую новую историческую эпоху обеспечивало ему стремительный взлет.
По численности населения Кёльн (1 млн. 20 тыс.) – первый в земле Северный Рейн-Вестфалия и четвертый город в ФРГ (после Берлина, Гамбурга и Мюнхена). Количество рабочих мест здесь приближается к 431 тысяче, большинство из них – в сфере услуг, торговле, банковской и страховой сферах, в автомобильной промышленности и станкостроении, в химической, электротехнической и фармацевтической промышленности. Только заводы Ford обеспечивают работой 21 тыс. человек. Давнюю традицию имеет фабрика Stollwerk, выпускающая шоколад и другие кондитерские изделия. Это и крупнейший в земле Северный Рейн-Вестфалия медиа-центр. Из тех, кто занят в сфере массовых коммуникаций ФРГ, каждый 10-й человек работает в Кёльне.
Истоки культуры
Старый Домгород (Domstadt) на Рейне известен в первую очередь как город искусства и интернациональный город выставок. Благодаря Кёльнскому собору и 12-ти римским церквям, он считается одним из важнейших культурных центров Германии. Бесценные находки римской эпохи собраны в городских музеях. Строительство и археология в Кёльне теснейшим образом взаимосвязаны. Почти каждая попытка «рыть в глубину» оборачивается здесь ценной находкой.
В Средние века кёльнские патриции и богатые купцы приглашали ювелиров, художников, скульпторов из Южной Германии и Франции, из Фландрии и Праги. Они украшали монастыри, храмы, фасады домов, создавали скульптуры и алтари. Но история сохранила нам только одно великое имя: Стефан Лохнер (1410–1451 гг.). Алтари и фрески старинных церквей свидетельствуют о том, что в своих трудах этот уроженец Констанца был не одинок, и это позволяет говорить о «кёльнской школе живописи». Тогда же, в XIV веке, был основан Кёльнский университет, один из древнейших в Европе. Но к 1388 году город давно уже обладал устоявшейся образовательной традицией благодаря монастырским школам. Год основания Кёльнского собора (1248) совпадает с годом открытия «высшей школы» доминиканского, францисканского и августинского орденов. В 1388 году в Кёльнском университете вели занятия 20 профессоров, учились 600 человек. Теперь студентов здесь в 100 с лишним раз больше, и это сказывается на облике города и уровне его культурной жизни.
Под сенью Собора
Достопримечательности Кёльна начинаются прямо у вокзальной площади, и первой из них можно считать само здание Главного вокзала. Как памятник архитектуры охраняется так называемый перронный зал, перекрытый цилиндрическим сводом (ажурной конструкцией из металла и стекла), сквозь который виден северный фасад Собора. На кёльнский вокзал каждый день прибывает до 1300 поездов. Слева от выхода ступени лестницы ведут к Кёльнскому собору. Площадку перед ним называют Domplatte.Это одна из самых популярных точек Кёльна. Тут группами и поодиночке гуляют туристы с фотоаппаратами. Тут устраивают митинги сторонники чего-нибудь и борцы с чем-то. Гоняют на роликах и скейт-бордах мальчишки. Вооружившись цветными мелками и кружкой для монеток, набившие руку художники невозмутимо воспроизводят на мостовой «Джоконду» или «Автопортрет» Рембрандта.
Летом 1998 года Кёльн праздновал 750-летие с того дня, когда архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в фундамент нового Собора, на строительство которого понадобилось… 632 года и 2 месяца! Неисчислимы художественные сокровища храма, обретенные за прошедшие столетия. Его величайшая святыня – мощи Трех Королей-волхвов – хранится в саркофаге, выполненном мастером Николаем из Вердена. Этот золотой саркофаг (длина 2,2 м; высота 1,53 м; ширина 1,1 м; вес 600 кг) – самый большой из подобных ему в Европе, имеет форму трехнефной базилики.
Идем по Старому городу
Неподалеку от Собора расположены важнейшие музеи Кёльна: Музей прикладного искусства, Городской, Музей шоколада, Музей спорта и Олимпийских игр, Архиепископский музей. А непосредственно с Собором соседствует Римско-германский музей, посвященный наследию римских времен и эпохи переселения народов. Обогнув его слева, видишь Музей Людвига, где представлена солидная коллекция фабриканта Петера Людвига: американский попарт, немецкий экспрессионизм, работы Пикассо, Леже, Клее, Кандинского, Дали. Кёльнская филармония расположена в буквальном смысле слова под Площадью Генриха Бёлля, образующей ее кровлю. Нижняя точка амфитеатра находится глубже уровня Рейна; от воды и грохота автомобилей в туннеле под набережной филармонию защищает двойной бетонный корпус. Между прочим, Рейн весьма строптив: наиболее сильные наводнения Кёльн пережил в 1993-м и 1995 годах, когда уровень воды достиг рекордной за последнее столетие отметки – 10, 26 м, улочки Старого города превратились в каналы…
Романская церковь Св. Мартина выстроена там, где когда-то были римские купальни, потом римские склады и, наконец, монастырь. Но в середине XII века церковь уничтожил пожар, а на ее месте возник нынешний храм. Кукольный «Хеннешен-театр», где представления идут на кёльнском диалекте, находится недалеко отсюда, на Eisenmarkt. На Ostermannplatz находится пивная с самым знаменитым в Кёльне названием – Päffgen. Многие кёльнцы считают лучшим сортом «Кёльш». Это пиво продается только в розлив.
Готическую башню Ратуши, которая была самым высоким сооружением города до завершения в 1880 году Собора, украшают 124 фигуры людей, связанных с историей Кёльна, – курфюрсты и правители, политики, ученые и так далее. Среди них – архиепископ Хильдебольд, Карл Маркс, Конрад Аденауэр, Генрих Бёлль и другие. Но выше всех располагаются, конечно, Три Короля и святые покровители города. Прежде со второго яруса башни бургомистр оповещал граждан о решениях Совета. Теперь он появляется на площади раз в год, ровно в 11 часов 11 минут 11 ноября, в день начала знаменитого кёльнского Карнавала… От средневекового еврейского квартала, очертания которого выложены на площади цветным булыжником, сохранилась только ритуальная купальня – Миква. Под стеклянной пирамидой винтовая лестница ведет на 16-метровую глубину. Рядом расположено новое здание Музея Вальрафа-Рихарца, представляющего живопись XIII–XIX вв., скульптуру и графику XIX в.; в коллекции – работы Стефана Лохнера и его школы, картины Кранаха Старшего, Дюрера, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и др. А за площадью Ноймаркт виден могучий силуэт романской церкви Св. Апостолов. Рядом – памятник Конраду Аденауэру, первому бургомистру Кёльна и первому послевоенному канцлеру ФРГ.
«Кёльнское чудо»…
Еще несколько шагов вперед, и перед нами – самое мрачное из мемориальных мест Кёльна — «Эль-Де-Хаус», куда в 1935 году вселилось кёльнское гестапо. В подвалах устроили камеры, где содержали до 33 заключенных, а во дворе – братскую могилу. Постоянная выставка посвящена теме «Кёльн во времена национал-социализма».
Напомним: за годы Второй мировой войны в бомбежках погибли 20 тыс. кёльнцев и столько же на фронтах; 7100 евреев были уничтожены в концлагерях. Когда 6 марта 1945-го в Кёльн вошли американцы, он был разрушен почти на 90 процентов. Но кёльнцы, возвращаясь к руинам своих жилищ, взялись за дело с немыслимым рвением, совершив то, что вошло в историю Германии под названием «кёльнское чудо»: по историческим чертежам и планам были заново отстроены целые кварталы у Рейна. Восстановление Кёльна заняло более 20 лет и было завершено к 1970 году, а 1985-й объявили «годом романских церквей» – именно тогда двенадцать знаменитых храмов засияли, наконец, прежней красотой.
Московская Немецкая Газета