Кёльн: собор, карнавал, одеколон и не только…
А начиналось так…

Юлия Агриппина, родившаяся на левом берегу Рейна, была правнучкой императора Августа, внучкой полководца Марка Випсания Агриппы, дочерью Агриппины Старшей и полководца Германика и сестрой императора Калигулы. В 49 году н.э. эта решительная женщина вышла замуж за императора Клавдия – родного дядю. Она и заставила мужа основать на месте ее рождения колонию под названием Колония Клаудио Ара Агриппиненсиум. Постепенно от этого названия осталось только слово Колония, превратившееся в нынешний Кёльн.

Русский историк-германист Лев Копелев писал о Кёльне: «Возник он 2000 лет тому назад, построен римлянами, воздвигавшими здесь укрепления, пролагавшими дороги на запад, на юг и на север и многие километры водопроводов. Здесь встречались и смешивались кельтские, германские и италийские племена, и разноплеменные римские легионеры, среди которых были представители балканских, малоазиатских и африканских народов… Уже в нашем тысячелетии Кёльн был 73 раза отлучен Папой за своеволье, но всегда находились бесстрашно упрямые священники или монахи, которые в подземных помещениях романских церквей, в криптах, правили службу вопреки папским запретам, крестили, причащали, венчали, отпевали отлученных кёльнцев… Кёльн с 1794-го до 1814 года принадлежал сначала Французской Республике, потом Французской империи. С 1815 года он стал прусским городом, но в 70-е годы XIX века упрямо сопротивлялся имперской унификации Бисмарка, отстаивая свою католическую независимость. Нацисты в свои самые удачливые годы не набирали в Кёльне даже половины голосов, и о Гитлере говорили, что он неохотно приезжает в этот негостеприимный город, где цветы ему бросают вместе с горшками.

Первый в федеральной земле

Когда поезд преодолевает мост Гогенцоллернов над Рейном и тормозит перед вокзальным перроном, за окном встает каменной громадой, закрывая все другие виды, стена Кёльнского собора. А над бесчисленными рельсовыми путями во всю ширь вокзального ангара светится известная миру виньетка: «4711 ЕСНТ KÖLNISCH WASSER». Так с первой минуты древний город на Рейне открывает путешественнику свои сокровенные символы.Имя Кёльна слышится на всех европейских языках: «о-де-колонь», «кёльнская вода»… Собор, слава и гордость Кёльна, высится над старинными кварталами и виден в городе отовсюду. Город издревле стоит на пересечении важных торговых путей, что в каждую новую историческую эпоху обеспечивало ему стремительный взлет.

По численности населения Кёльн (1 млн. 20 тыс.) – первый в земле Северный Рейн-Вестфалия и четвертый город в ФРГ (после Берлина, Гамбурга и Мюнхена). Количество рабочих мест здесь приближается к 431 тысяче, большинство из них – в сфере услуг, торговле, банковской и страховой сферах, в автомобильной промышленности и станкостроении, в химической, электротехнической и фармацевтической промышленности. Только заводы Ford обеспечивают работой 21 тыс. человек. Давнюю традицию имеет фабрика Stollwerk, выпускающая шоколад и другие кондитерские изделия. Это и крупнейший в земле Северный Рейн-Вестфалия медиа-центр. Из тех, кто занят в сфере массовых коммуникаций ФРГ, каждый 10-й человек работает в Кёльне.

Истоки культуры

Старый Домгород (Domstadt) на Рейне известен в первую очередь как город искусства и интернациональный город выставок. Благодаря Кёльнскому собору и 12-ти римским церквям, он считается одним из важнейших культурных центров Германии. Бесценные находки римской эпохи собраны в городских музеях. Строительство и археология в Кёльне теснейшим образом взаимосвязаны. Почти каждая попытка «рыть в глубину» оборачивается здесь ценной находкой.

В Средние века кёльнские патриции и богатые купцы приглашали ювелиров, художников, скульпторов из Южной Германии и Франции, из Фландрии и Праги. Они украшали монастыри, храмы, фасады домов, создавали скульптуры и алтари. Но история сохранила нам только одно великое имя: Стефан Лохнер (1410–1451 гг.). Алтари и фрески старинных церквей свидетельствуют о том, что в своих трудах этот уроженец Констанца был не одинок, и это позволяет говорить о «кёльнской школе живописи». Тогда же, в XIV веке, был основан Кёльнский университет, один из древнейших в Европе. Но к 1388 году город давно уже обладал устоявшейся образовательной традицией благодаря монастырским школам. Год основания Кёльнского собора (1248) совпадает с годом открытия «высшей школы» доминиканского, францисканского и августинского орденов. В 1388 году в Кёльнском университете вели занятия 20 профессоров, учились 600 человек. Теперь студентов здесь в 100 с лишним раз больше, и это сказывается на облике города и уровне его культурной жизни.

Под сенью Собора

Достопримечательности Кёльна начинаются прямо у вокзальной площади, и первой из них можно считать само здание Главного вокзала. Как памятник архитектуры охраняется так называемый перронный зал, перекрытый цилиндрическим сводом (ажурной конструкцией из металла и стекла), сквозь который виден северный фасад Собора. На кёльнский вокзал каждый день прибывает до 1300 поездов. Слева от выхода ступени лестницы ведут к Кёльнскому собору. Площадку перед ним называют Domplatte.Это одна из самых популярных точек Кёльна. Тут группами и поодиночке гуляют туристы с фотоаппаратами. Тут устраивают митинги сторонники чего-нибудь и борцы с чем-то. Гоняют на роликах и скейт-бордах мальчишки. Вооружившись цветными мелками и кружкой для монеток, набившие руку художники невозмутимо воспроизводят на мостовой «Джоконду» или «Автопортрет» Рембрандта.

Летом 1998 года Кёльн праздновал 750-летие с того дня, когда архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в фундамент нового Собора, на строительство которого понадобилось… 632 года и 2 месяца! Неисчислимы художественные сокровища храма, обретенные за прошедшие столетия. Его величайшая святыня – мощи Трех Королей-волхвов – хранится в саркофаге, выполненном мастером Николаем из Вердена. Этот золотой саркофаг (длина 2,2 м; высота 1,53 м; ширина 1,1 м; вес 600 кг) – самый большой из подобных ему в Европе, имеет форму трехнефной базилики.

Идем по Старому городу

Неподалеку от Собора расположены важнейшие музеи Кёльна: Музей прикладного искусства, Городской, Музей шоколада, Музей спорта и Олимпийских игр, Архиепископский музей. А непосредственно с Собором соседствует Римско-германский музей, посвященный наследию римских времен и эпохи переселения народов. Обогнув его слева, видишь Музей Людвига, где представлена солидная коллекция фабриканта Петера Людвига: американский попарт, немецкий экспрессионизм, работы Пикассо, Леже, Клее, Кандинского, Дали. Кёльнская филармония расположена в буквальном смысле слова под Площадью Генриха Бёлля, образующей ее кровлю. Нижняя точка амфитеатра находится глубже уровня Рейна; от воды и грохота автомобилей в туннеле под набережной филармонию защищает двойной бетонный корпус. Между прочим, Рейн весьма строптив: наиболее сильные наводнения Кёльн пережил в 1993-м и 1995 годах, когда уровень воды достиг рекордной за последнее столетие отметки – 10, 26 м, улочки Старого города превратились в каналы…

Романская церковь Св. Мартина выстроена там, где когда-то были римские купальни, потом римские склады и, наконец, монастырь. Но в середине XII века церковь уничтожил пожар, а на ее месте возник нынешний храм. Кукольный «Хеннешен-театр», где представления идут на кёльнском диалекте, находится недалеко отсюда, на Eisenmarkt. На Ostermannplatz находится пивная с самым знаменитым в Кёльне названием – Päffgen. Многие кёльнцы считают лучшим сортом «Кёльш». Это пиво продается только в розлив.

Готическую башню Ратуши, которая была самым высоким сооружением города до завершения в 1880 году Собора, украшают 124 фигуры людей, связанных с историей Кёльна, – курфюрсты и правители, политики, ученые и так далее. Среди них – архиепископ Хильдебольд, Карл Маркс, Конрад Аденауэр, Генрих Бёлль и другие. Но выше всех располагаются, конечно, Три Короля и святые покровители города. Прежде со второго яруса башни бургомистр оповещал граждан о решениях Совета. Теперь он появляется на площади раз в год, ровно в 11 часов 11 минут 11 ноября, в день начала знаменитого кёльнского Карнавала… От средневекового еврейского квартала, очертания которого выложены на площади цветным булыжником, сохранилась только ритуальная купальня – Миква. Под стеклянной пирамидой винтовая лестница ведет на 16-метровую глубину. Рядом расположено новое здание Музея Вальрафа-Рихарца, представляющего живопись XIII–XIX вв., скульптуру и графику XIX в.; в коллекции – работы Стефана Лохнера и его школы, картины Кранаха Старшего, Дюрера, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и др. А за площадью Ноймаркт виден могучий силуэт романской церкви Св. Апостолов. Рядом – памятник Конраду Аденауэру, первому бургомистру Кёльна и первому послевоенному канцлеру ФРГ.

«Кёльнское чудо»…

Еще несколько шагов вперед, и перед нами – самое мрачное из мемориальных мест Кёльна — «Эль-Де-Хаус», куда в 1935 году вселилось кёльнское гестапо. В подвалах устроили камеры, где содержали до 33 заключенных, а во дворе – братскую могилу. Постоянная выставка посвящена теме «Кёльн во времена национал-социализма».

Напомним: за годы Второй мировой войны в бомбежках погибли 20 тыс. кёльнцев и столько же на фронтах; 7100 евреев были уничтожены в концлагерях. Когда 6 марта 1945-го в Кёльн вошли американцы, он был разрушен почти на 90 процентов. Но кёльнцы, возвращаясь к руинам своих жилищ, взялись за дело с немыслимым рвением, совершив то, что вошло в историю Германии под названием «кёльнское чудо»: по историческим чертежам и планам были заново отстроены целые кварталы у Рейна. Восстановление Кёльна заняло более 20 лет и было завершено к 1970 году, а 1985-й объявили «годом романских церквей» – именно тогда двенадцать знаменитых храмов засияли, наконец, прежней красотой.

Московская Немецкая Газета