АКИНОМАНИЯ: ФАТИХ АКИН И ЕГО "КЫСМЕТ"
АКИНОМАНИЯ: ФАТИХ АКИН И ЕГО "КЫСМЕТ"Гамбург
Родной город Фатиха Акина и главное место действия примерно половины его картин. Родители режиссера, как и тысячи их соотечественников, иммигрировали в Германию из Турции в поисках работы. Акин родился и вырос в Альтоне – одном из самых красивых районов Гамбурга, где атмосфера "мульти-культи" существовала много веков: когда-то это был независимый город, радушно принимавший беженцев-протестантов, евреев-сефардов и других европейских изгнанников.

После окончания школы Акин поступил в Гамбургскую высшую школу изобразительных искусств, и уже по первым короткометражкам стало понятно, кого он хочет видеть своими героями: все его фильмы студенческих лет были посвящены жизни турецкой диаспоры.
Многие его коллеги и друзья позже перебрались в веселый и куда менее чопорный Берлин. Акин вместе с женой и сыном по-прежнему живет в Гамбурге, здесь же находится офис основанной им кинокомпании Corazon International. Благодаря его фильмам город на Эльбе снова стал популярным у немецких кинематографистов. Да и кто бы устоял против такой мощной "рекламы"? Из Гамбурга отправляется в путешествие на поиски своей любви скромный школьный учитель, герой фильма "В июле" (Im Juli, 2000). По докам и узким улочкам гуляют закадычные друзья из "Быстро и без боли" (Kurz und Schmerzlos, 1998). В портовых барах проживают свой роман отчаянные персонажи "Головой о стену" (Gegen die Wand, 2004). На берегу Эльбы открывает свой ресторанчик Зинос из "Душевной кухни" (Soul Kitchen, 2009). Фатиху Акину повезло с Гамбургом, Гамбургу повезло с Фатихом Акином – это взаимная любовь.

Мигранты
Одной турецкой диаспорой творчество режиссера не ограничилось. В "Быстро и без боли", первом полнометражном фильме Акина, персонажей было трое: грек, серб и турок. В "Солино" (Solino, 2002) в центре сюжета оказалась история итальянской семьи, члены которой строили новую жизнь в Германии. В "Душевной кухне" (Soul Kitchen, 2009) владельцем ресторана был выходец из Греции.Но, вне зависимости от происхождения, всех героев объединяет одно и то же стремление: найти себя, свое место в этом мире, определить свою родину, малую или большую. Вечная одиссея, странствие в поисках дома – один из центральных мотивов в лентах Акина.
germania-online.ru/uploads/RTEmagicC_350KurzUndSchmerzlos_KPA_Honorar___Belege.jpg.jpg
Для кинематографа Германии появление такого режиссера было знаковым. Разумеется, о мигрантах снимали фильмы и до него, но немецкие постановщики неизменно ставили их на второй план и видели в них чужаков. Персонаж-мигрант был "другим", "инопланетянином", носителем иной культуры, пугающей и временами даже враждебной. С приходом в немецкое кино Акина этот герой наконец-то получил право на главную роль. И, к удивлению многих зрителей, ничего чуждого в нем не оказалось, напротив, ему хотелось сочувствовать и сопереживать. Символично, что именно Фатих Акин в 2004 году принес Германии первого за многие годы "Золотого медведя" Берлинале. Приз получил фильм "Головой о стену" – пронзительная драма о двух неудачливых самоубийцах, которые поженились по расчету, а со временем поняли, что не могут жить друг без друга. И он, и она были выходцами из турецкой диаспоры.

Стамбул
В фильмах Акина это город, в который ведут все дороги, центр мира, мегаполис-магнит. Он манит, очаровывает, потрясает своей красотой, таит страшные опасности. Его суть – вечное раздвоение между Востоком и Западом. В Стамбуле встречаются влюбленные из фильма "В июле", туда бежит, спасаясь от гнева родни, Сибель из "Головой о стену". Из Германии в Стамбул и обратно постоянно перемещаются действующие лица самой серьезной картины Акина – драмы "На краю рая" (Auf der anderen Seite, 2007), удостоенной награды за лучший сценарий на Каннском фестивале.
germania-online.ru/uploads/RTEmagicC_350GegenDieWand_KPA_Honorar___Belege.jpg.jpg
Однако не стоит полагать, что он всерьез считает этот или любой другой город Турции своим настоящим домом. В русскоязычной прессе периодически встречается определение Акина как турецкого режиссера – смешная и глупая ошибка. В Европе такой путаницы не бывает никогда, потому что все точки над i давно расставлены самим постановщиком. "Моя страна – Германия, мой родной язык – немецкий. С тех пор, как я научился думать, я думаю по-немецки", – не раз повторял Акин в интервью. Но дело не только в языке. При всем очевидном влиянии восточных корней, его творчество целиком и полностью принадлежит контексту немецкого кинематографа.

"Хайматфильм"
Heimatfilm – самый популярный киножанр в послевоенной Германии. Никому не хотелось ассоциировать себя с Третьим рейхом, поэтому фильмы снимали про некую идиллическую "малую родину" (например, затерянную в Альпах деревушку), которой не коснулись ужасы войны. Фатих Акин фактически "изобрел" этот жанр заново, придумав для него новые условия. Герои его фильмов часто оказываются в ситуации "свой среди чужих, чужой среди своих": скажем, профессор-германист из "На краю рая" в Германии считается турком, а в Турции – немцем. Найти свое место и обрести спокойствие можно лишь одним способом: надо сузить понятие Heimat – "Родина" – до размеров конкретного города, района или даже отдельно взятой точки на карте.
germania-online.ru/uploads/RTEmagicC_350Solino_KPA_Honorar___Belege__Solino.jpg.jpg
"Я не считаю, что родиной обязательно должно считаться место твоего рождения. Для меня это слово тесно связано со словом "свобода". Моя родина там, где я свободен", – говорит Акин. Среди снятых им картин есть два "хайматфильма". Первый – "Солино", в финале которого главный герой возвращается в маленький итальянский городок, из которого когда-то уехали в Германию его родители, и решает остаться там навсегда. Второй – "Душевная кухня", где в роли "малой родины", приносящей спокойствие и долгожданное счастье, выступает заведение общепита.

"Кысмет"
Kısmet в переводе с турецкого – "судьба", но в мусульманской культуре значение этого понятия гораздо шире. Это то, что предопределено человеку еще до его рождения, то, что не подлежит изменению. Что-то сродни античному року, только "кысмет" может нести не только трагедию, но и радость. Это самый турецкий элемент в картинах Акина: сюжеты многих из них ("В июле" или "На краю рая", например) построены как раз на череде роковых или счастливых совпадений, которые никогда не бывают случайными. Это же слово является ответом на вопрос, почему нет хэппи-энда в фильме "Головой о стену". Потому что кысмет. Не судьба.
germania-online.ru/uploads/RTEmagicC_350SoulKitchenDPA_01.jpg.jpg
Любовь, смерть и дьявол
По Акину это "уравнение, описывающее человека", и одновременно – задуманная им трилогия, две части которой уже сняты. Любви был посвящен фильм "Головой о стену", смерти – "На краю рая". Картина о дьяволе должна была последовать еще несколько лет назад, но на съемках второго фильма трагически погиб его близкий друг, продюсер Андреас Тиль. Чтобы отвлечься от депрессивных мыслей, Акин приостановил работу над трилогией и снял давно задуманную комедию "Душевная кухня" и документальную ленту "Мусор в райском саду" (Müll im Garten Eden, 2012) – историю борьбы жителей турецкой деревни против мусорной свалки.
germania-online.ru/uploads/RTEmagicC_300FatihDPA.jpg.jpg
В прошлом году съемки третьего фильма наконец-то начались. Сюжет держится в строжайшей тайне, известно только название – The Cut, которое может означать что угодно – от "разреза" и "удара" до "монтажа". В отличие от предыдущих картин Акина, это по-настоящему крупный проект. Места съемок – Куба, Иордания, Канада, Германия и Мальта, в главной роли – француз Тахар Рахим, звезда фильма "Пророк". Выход ленты в прокат намечен на осень 2014 года, а ее премьера наверняка состоится на одном из международных фестивалей – Берлинском или Каннском. Пресс-секретарь режиссера уже объявила, что никаких торжеств и никаких интервью по случаю 40-летнего юбилея не будет: несмотря на то, что день рождения выпадает на воскресенье, встречать его Фатих Акин планирует в монтажной комнате.
http://germania-o...