Самое необычное школьное здание Германии
Прислано lara 02.09.2016 14:01
Как восточногерманские гимназисты перестроили свою школу с помощью Фриденсрайха Хундертвассера.
Расширенные новости
Восточногерманский Виттенберг (Wittenberg) известен во всем мире как колыбель Реформации. Полтысячи лет назад в этом городе жил и работал Мартин Лютер (Martin Luther). Связанные с его именем исторические здания внесены в список Всемирного наследия, однако речь сейчас пойдет не о них, а о достопримечательности, которую никак не ожидаешь встретить в тихой немецкой провинции. Появилась она здесь уже после падения Берлинской стены. Вернее...




Во времена ГДР городской пейзаж Виттенберга с его средневековыми купеческими домами, готическими храмами и ренессансной ратушей осовременили микрорайонами из панельных коробок. Помимо многоквартирных домов в стиле железобетонного социализма, в 1975 году в одном из новых районов построили железобетонную школу по типовому проекту "Эрфурт II", реализованному по всей ГДР четыре с половиной сотни раз. Пока ничего особенного.

"Цветущие ландшафты"

За первые двадцать лет с момента завершения строительства школьное здание успело изрядно износиться и нуждалось в капитальном ремонте. Он не заставил себя долго ждать: после воссоединения страны Восточная Германия переживала настоящий строительно-реконструкционный бум.

Новые федеральные земли, согласно представлениям тогдашнего канцлера Гельмута Коля (Helmut Kohl), должны были уже в ближайшем будущем стать "цветущими ландшафтами", для чего из бюджета выделялись многочисленные миллиарды, а в стране даже был введен особый налог - сбор солидарности.




О структурных и экономических итогах этих инвестиций в Германии много спорят, но внешний облик восточных регионов, изрядно обветшавших в годы социализма, в любом случае изменился к лучшему, а ничем не выделявшаяся школа в Виттенберге вообще стала своего рода образцово-показательной материализацией идеи этих самых "цветущих ландшафтов". Причем не только в переносном, но и в прямом смысле. Ее учебные корпуса, когда-то невзрачные, теперь заметны издалека. В них при всем желании трудно распознать здание, построенное когда-то по типовому проекту времен раннего Эриха Хонеккера (Erich Honecker).

Что нам стоит дом построить? Нарисуем - будем жить!

Началось все с простой педагогической идеи. В первой половине 1990-х годов, перед закрытием школы на капитальный ремонт, в Виттенберге решили пофантазировать, какой ее хотели бы видеть сами школьники. Устроили творческий конкурс. Полет детско-юношеской фантазии никто не ограничивал: результаты конкурса не были обязательными для исполнения.

В это же время примерно в ста километрах под Лейпцигом проходила выставка австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser). Жители Восточной Германии с энтузиазмом компенсировали художественный голод, накопившийся за социалистические годы.




Творчество Хундертвассера являло собой диаметральную противоположность свергнутой идеологии СЕПГ. Его антитоталитарная философия, неординарность, яркость, стремление к гармонии с природой вызывали у бывших граждан ГДР особую симпатию. Архитектор отвечал взаимностью. Не случайно его последние проекты были осуществлены именно в Восточной Германии. Например, "Зеленая цитадель" (Die Grüne Zitadelle) в Магдебурге - с квартирами, офисами, детским садиком, магазинами и отелем под одной крышей.




Философия Хундертвассера

Хундертвассер являлся последовательным и радикальным борцом за право человека индивидуально определять вид своего жилища внутри и снаружи. Даже если речь шла о многоквартирных домах, он настаивал, например, на праве каждого оформлять или раскрашивать их стены по собственному усмотрению - хотя бы то пространство, которое можно покрасить или выложить плиткой, высунувшись из окна. Эту идею он выдвинул в одной из своих теоретических работ, как и знаменитый тезис о "деревьях-квартиросъемщиках".

Один из ключей к пониманию его творчества лежит в отрицании прямых углов и симметрии, стремлении избегать их, а отличительными элементами картин являются линии, кажущиеся бесконечными и закрученные в форме улитки. Пямоугольник как таковой он ассоциировал с выстроенными на плацу или марширующими военными отрядами, считая его формой насилия и сравнивая с рядами бараков в нацистских концлагерях.




Его отец, скончавшийся почти сразу после рождения сына в 1928 году, был австрийцем, мать - еврейкой. Родственники с ее стороны погибли во время Холокоста. Сам Хундертвассер был крещен еще ребенком, а после включения тогдашней Австрии в "третий рейх" разделил судьбу большинства своих австрийских сверстников - попал в гитлерюгенд.

Небывалый художественный талант проявился у него еще в детском возрасте. Свои идеи в области строительства он начал осуществлять где-то с 1980-х годов, давно став успешным художником. Специального архитектурного образования Хундертвассер не имел, делил эту работу с партнерами. Результаты вызывали восторг у публики, но неоднозначную реакцию профессионалов, вплоть до полного отвержения. Как бы то ни было, в Австрии, Германии, Японии, США, Израиле, Швейцарии и Новой Зеландии было реализовано в общей сложности около трех с половиной десятков его проектов - новых построек или придания нового облика старым.

Итак, одна из сотрудниц городского совета Виттенберга, побывавшая на выставке Хундертвассера под Лейпцигом, а потом увидевшая работы учеников, представленные на конкурс проектов нового оформления школы, поразилась близости видения мира местными подростками и австрийским мастером.

В переломные времена после падения "железного занавеса" многие даже самые невероятные проекты казались реально выполнимыми. Родившаяся же у нее идея заключалась в том, чтобы направить эти работы Хундертвассеру. Получив их, художник и архитектор пришел в полный восторг и захотел внести свой вклад в реконструкцию школы и, опираясь на рисунки школьников, полностью подготовить проект - без гонорара, так сказать, на общественных началах.




Коллективное творчество

До самого Виттенберга он, правда, не доехал, а работал по фотографиям и строительным планам. За реализацию отвечали уже местные архитекторы. Обычно Хундертвассер разрабатывал и внешний облик, и дизайн внутренних помещений, но в данном случае согласился на то, чтобы школьные кабинеты, залы и коридоры оформили в его стиле художники Саксонии-Анхальт и сами школьники.

В мае 1999 года, менее чем за год до смерти Хундертвассера, проект был завершен. Он обошелся в 9,5 миллиона марок. Нынешняя гимназия имени Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона (Luther-Melanchthon-Gymnasium) считается одной из лучших школ всего региона, а само ее здание прочно вошло во все городские путеводители.

Deutsche Welle