Тайны дворца Сан-Суси
- Печать
- 23 авг 2013
- Достопримечательности Германии
- 4046 прочтений
Всего 26 километров отделяет Потсдам от делового Берлина, поэтому, посещая столицу Германии, туристы со всего мира непременно заезжают и «во вторую резиденцию Пруссии». Величественные замки, дворцы, храмы, роскошные парки и даже казарменные постройки Потсдама в 1990 году вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Многие из них уцелели после бомбардировок Второй мировой войны.
В V-VI веках на земле Брандербург, где располагается современный Потсдам, обосновались балтийские славяне. Об этом свидетельствуют названия городов и деревень вдоль реки Хафель и фамилии коренных жителей. Первое письменное упоминание о городе Поцтупими («под дубами») в этих краях датировано 993 годом, когда 10-летний император Священной Римской империи Оттон III поручил своей тетке, аббатисе Матильде фон Кведлинбург построить здесь монастырь.
В XII-XIII веках город получил магдебургское право и все имущественные отношения в нем начали регулироваться по собственной юридической системе. Так жители города разделились на четыре ремесленные гильдии: мясников, скорняков, портных и суконщиков. Постепенно название города стало звучать на немецкий манер «Потсдам», а славян вытеснили в рыбачью деревню Киц.
Летопись современного Потсдама хранит все имена и деяния правителей. Один из них — Фридрих II Великий — правил Пруссией с 1740 по 1786 годы. При нем государство выдвинулось в число великих держав Европы, а его столица стала райским уголком для поэтов, философов и музыкантов.
В наследство от отца Фридриху II достались бесконечные войны. Как только в 1745 году в военных действиях наступил перерыв, король взялся за преобразования в стране. За 11 лет он усовершенствовал прусскую юридическую систему, осушил Одерские болота и увеличил площадь пахотных земель в стране. Во время его правления многие судоходные реки соединились каналами, отчего упростилась перевозка прусских товаров, и они значительно подешевели.
Изменения коснулись и внешнего облика города. Когда-то на Бронштедских холмах близ Постдама вырубили все дубы. В 1750 году Фридрих Великий приказал устроить здесь виноградные террасы и лично составил проект для новой загородной резиденции, известной под именем Сан-Суси (sans-souci по-французски значит «без забот»). Король мечтал жить в полном единении с природой, поэтому Сан-Суси утопает в зелени и в каждом его архитектурном решении обыгрывается тема гармонии и радости земной жизни. Так, например, зеленый купол дворца украшен вазами с виноградными гроздьями и поддерживается фигурами греческих богов.
Уютный одноэтажный дворец в стиле рококо был далек от того, что в те времена считали величественным. После долгих споров близкий друг короля, архитектор Георг Венценслаус фон Кнобельсдорф осуществил задуманное. 1 мая 1747 года гости съехались в еще недостроенное приземистое здание из ярко-желтого камня. Но дальше торжественного приема дело не дошло — Фридрих строил дворец для себя, поэтому жилых комнат для гостей в нем не было, и даже жена короля Елизавета Кристина Брауншвейгская жила в собственной резиденции неподалеку от Берлина. Сан-Суси был дворцом не только без забот, но и без женщин.
Об этом иронически высказывался один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века Вольтер, который несколько лет жил во дворце в качестве гостя. Король мечтал обрести в его лице наставника и друга, но тот предпочел формальные взаимоотношения и ограничился исправлением королевских рукописей, да к тому же еще и не стеснялся в выражениях. «Он был немножко влюблен в нее, потому что у нее были мужские ноги», — писал как-то Вольтер о танцовщице из Сан-Суси, намекая на нетрадиционные предпочтения короля. Когда Фридрих узнал о таких шутках, Вольтеру пришлось спешно покинуть Пруссию.
Дворец Сан-Суси был задуман как место для уединения. Лишь изредка компанию королю составляли выдающиеся современники: президент Берлинской академии Пьер Луи де Мопертюи и писатель Жан-Батист Аржан. Фридрих приглашал гостей в римские термы и оранжерею, где в многочисленных парниках и сегодня растут апельсины, дыни, персики, бананы и еще несколько тысяч садовых деревьев.
Роскошные фонтаны обрамляют главную аллею парка Сан-Суси, по которой так любил гулять король. Помимо этого, в парке разместилось множество сооружений, стилизованных под архитектурные стили разных стран и эпох. В восточной части сада стоит Грот Нептуна. Весь в зелени, мраморный камень гармонично вписывается в ландшафт Сан-Суси, особенно когда из раковины в раковину по обе стороны грота струится дождевая вода. В тени сада притаился и китайский чайный домик, по форме фундамента напоминающий листик клевера. Он сделан из зеленого камня и украшен золотыми фигурками китайских мандаринов, а внутри посетителя ждет королевская коллекция восточного фарфора.
Фридриха Великого нередко называли покровителем искусств. Так, в одном из залов дворца Сан-Суси находится картинная галерея. Ее Фридрих лично собрал во время путешествия в Голландию в 1755 году. Поговаривают, что король отправился туда инкогнито и был одет настолько просто, что хозяйка богатого трактира не хотела принимать его заказ, утверждая, что это блюдо простолюдину не по карману. Тогда ей сказали, что человек, стоящий перед ней, известный флейтист и зарабатывает большие деньги своим искусством. Но только выслушав в исполнении Фридриха несколько мелодий, хозяйка поверила этому. О том, что для нее играл сам король, она в тот вечер так и не узнала.
Музыка спасала Фридриха от тяжелых мыслей в последние годы жизни, когда он подолгу оставался в Сан-Суси один. Любимый дворец вредил его здоровью — многочисленные болезни лишь обострялись из-за близости мраморных полов замка к земле. Фридрих умер в Сан-Суси в возрасте 74 лет и завещал похоронить себя здесь, но его племянник не выполнил просьбу. Покой король с флейтой нашел только спустя 50 лет, когда к власти пришел Фридрих Вильгельм IV. Он отремонтировал и реконструировал многие помещения дворца и парка, а также построил новые римские купальни, дворец – оранжерею на горе Клаусберг и церковь-мавзолей Фриденскирхе, где и были похоронены несколько королей Германии.
В наше время на парковке у замка Сан-Суси в любое время года нет свободных мест. Необычная атмосфера дворца и сегодня притягивает великолепием фасадов и лестниц, капризной роскошью интерьеров и таинственностью павильонов, которые столько всего повидали на своем веку.
http://subscribe.ru
В V-VI веках на земле Брандербург, где располагается современный Потсдам, обосновались балтийские славяне. Об этом свидетельствуют названия городов и деревень вдоль реки Хафель и фамилии коренных жителей. Первое письменное упоминание о городе Поцтупими («под дубами») в этих краях датировано 993 годом, когда 10-летний император Священной Римской империи Оттон III поручил своей тетке, аббатисе Матильде фон Кведлинбург построить здесь монастырь.
В XII-XIII веках город получил магдебургское право и все имущественные отношения в нем начали регулироваться по собственной юридической системе. Так жители города разделились на четыре ремесленные гильдии: мясников, скорняков, портных и суконщиков. Постепенно название города стало звучать на немецкий манер «Потсдам», а славян вытеснили в рыбачью деревню Киц.
Летопись современного Потсдама хранит все имена и деяния правителей. Один из них — Фридрих II Великий — правил Пруссией с 1740 по 1786 годы. При нем государство выдвинулось в число великих держав Европы, а его столица стала райским уголком для поэтов, философов и музыкантов.
В наследство от отца Фридриху II достались бесконечные войны. Как только в 1745 году в военных действиях наступил перерыв, король взялся за преобразования в стране. За 11 лет он усовершенствовал прусскую юридическую систему, осушил Одерские болота и увеличил площадь пахотных земель в стране. Во время его правления многие судоходные реки соединились каналами, отчего упростилась перевозка прусских товаров, и они значительно подешевели.
Изменения коснулись и внешнего облика города. Когда-то на Бронштедских холмах близ Постдама вырубили все дубы. В 1750 году Фридрих Великий приказал устроить здесь виноградные террасы и лично составил проект для новой загородной резиденции, известной под именем Сан-Суси (sans-souci по-французски значит «без забот»). Король мечтал жить в полном единении с природой, поэтому Сан-Суси утопает в зелени и в каждом его архитектурном решении обыгрывается тема гармонии и радости земной жизни. Так, например, зеленый купол дворца украшен вазами с виноградными гроздьями и поддерживается фигурами греческих богов.
Уютный одноэтажный дворец в стиле рококо был далек от того, что в те времена считали величественным. После долгих споров близкий друг короля, архитектор Георг Венценслаус фон Кнобельсдорф осуществил задуманное. 1 мая 1747 года гости съехались в еще недостроенное приземистое здание из ярко-желтого камня. Но дальше торжественного приема дело не дошло — Фридрих строил дворец для себя, поэтому жилых комнат для гостей в нем не было, и даже жена короля Елизавета Кристина Брауншвейгская жила в собственной резиденции неподалеку от Берлина. Сан-Суси был дворцом не только без забот, но и без женщин.
Об этом иронически высказывался один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века Вольтер, который несколько лет жил во дворце в качестве гостя. Король мечтал обрести в его лице наставника и друга, но тот предпочел формальные взаимоотношения и ограничился исправлением королевских рукописей, да к тому же еще и не стеснялся в выражениях. «Он был немножко влюблен в нее, потому что у нее были мужские ноги», — писал как-то Вольтер о танцовщице из Сан-Суси, намекая на нетрадиционные предпочтения короля. Когда Фридрих узнал о таких шутках, Вольтеру пришлось спешно покинуть Пруссию.
Дворец Сан-Суси был задуман как место для уединения. Лишь изредка компанию королю составляли выдающиеся современники: президент Берлинской академии Пьер Луи де Мопертюи и писатель Жан-Батист Аржан. Фридрих приглашал гостей в римские термы и оранжерею, где в многочисленных парниках и сегодня растут апельсины, дыни, персики, бананы и еще несколько тысяч садовых деревьев.
Роскошные фонтаны обрамляют главную аллею парка Сан-Суси, по которой так любил гулять король. Помимо этого, в парке разместилось множество сооружений, стилизованных под архитектурные стили разных стран и эпох. В восточной части сада стоит Грот Нептуна. Весь в зелени, мраморный камень гармонично вписывается в ландшафт Сан-Суси, особенно когда из раковины в раковину по обе стороны грота струится дождевая вода. В тени сада притаился и китайский чайный домик, по форме фундамента напоминающий листик клевера. Он сделан из зеленого камня и украшен золотыми фигурками китайских мандаринов, а внутри посетителя ждет королевская коллекция восточного фарфора.
Фридриха Великого нередко называли покровителем искусств. Так, в одном из залов дворца Сан-Суси находится картинная галерея. Ее Фридрих лично собрал во время путешествия в Голландию в 1755 году. Поговаривают, что король отправился туда инкогнито и был одет настолько просто, что хозяйка богатого трактира не хотела принимать его заказ, утверждая, что это блюдо простолюдину не по карману. Тогда ей сказали, что человек, стоящий перед ней, известный флейтист и зарабатывает большие деньги своим искусством. Но только выслушав в исполнении Фридриха несколько мелодий, хозяйка поверила этому. О том, что для нее играл сам король, она в тот вечер так и не узнала.
Музыка спасала Фридриха от тяжелых мыслей в последние годы жизни, когда он подолгу оставался в Сан-Суси один. Любимый дворец вредил его здоровью — многочисленные болезни лишь обострялись из-за близости мраморных полов замка к земле. Фридрих умер в Сан-Суси в возрасте 74 лет и завещал похоронить себя здесь, но его племянник не выполнил просьбу. Покой король с флейтой нашел только спустя 50 лет, когда к власти пришел Фридрих Вильгельм IV. Он отремонтировал и реконструировал многие помещения дворца и парка, а также построил новые римские купальни, дворец – оранжерею на горе Клаусберг и церковь-мавзолей Фриденскирхе, где и были похоронены несколько королей Германии.
В наше время на парковке у замка Сан-Суси в любое время года нет свободных мест. Необычная атмосфера дворца и сегодня притягивает великолепием фасадов и лестниц, капризной роскошью интерьеров и таинственностью павильонов, которые столько всего повидали на своем веку.
http://subscribe.ru