Воробьиный город на Дунае
Трудно себе представить, что город, раскинувшийся по обоим берегам Дуная, на самом деле не один, а два разных города. Большая часть Ульма, в том

числе исторический центр, располагаются на левом берегу Дуная — город входит в состав земли Баден-Вюртемберг. На противоположном, правом берегу находится его бавар­ский близнец Ной-Ульм (Новый Ульм), ведущий свою самостоятельную историю с 1810 года — момента нового передела земель по Дунаю.

Впервые Ульм упоминается в хронике в 854 году, а в IX веке становится важным королевским пфальцем (резиденцией на подвластной территории) — тогда же, собственно, застраивается и сам город, получивший в 1184 году статус имперского. Вскоре Ульм становится процветающим городом ремесленников: ульмские полотна продаются на ярмарках в Шампани и Женеве. Неудивительно, что он быстро растет, в XIV веке строятся новые городские ворота и мост через Дунай, а в 1480 году вдоль Дуная возводится новая крепостная стена. В течение последующих столетий Ульм продолжал отстраиваться, возводились новые бастионы, и он прослыл наиболее укрепленным городом южной Германии. В результате бомбежек во время Второй мировой войны город превратился в руины: более 80% построек средневекового центра были разрушены. Заново отстроен Ульм был не в историческом, а, скорее, в современном духе — о его первоначальном облике напоминают лишь отдельные здания.

Самое знаменитое из них, конечно же, Ульмский собор (Ulmer Münster) — кстати, он от бомбежки практически не по­страдал, несмотря на то, что все здания вокруг были разрушены. Невозможно представить себе облик города без готического шпиля собора — неслучайно он стал символом Ульма. Старый церковный приход находился за стенами города и принадлежал монастырю Райхенау, поэтому жители решили на собственные средства заложить новый собор внутри городских стен, выбрав для этого самое высокое и центральное место города — окруженную торговыми домами рыночную площадь. Строительство собора началось 30 июня 1377 года и продолжалось несколько веков. Оно было приостановлено в 1543 году, вскоре после перехода горожан в лютеранство, и возобновилось только в середине XIX века. Первые архитекторы задумывали трехнефную зальную церковь с тремя равновеликими башнями, а Ульрих фон Энсинген, приступивший к работе над собором в 1392 году, загорелся мыслью создать самую высокую церковную башню христианского Запада — его план, в конце концов, был осуществлен к 1890 году.

На западную башню действительно стоит подняться — кто не поленится и преодолеет пешком 768 ступенек до высоты 143 м, будет вознагражден великолепным видом на город и окрестности. В хорошую погоду отсюда видны даже Альпы. Удивительно красив и сам собор. Внутри посетителя ожидает готическое торжество вертикальных линий и богатое убранство. Особого внимания заслуживают резные кресла из темного ясеня работы Йорга Сирлина Старшего (1469—1474), расположенные на хорах. Уникальны также витражные окна XIV и XV веков — самое старинное из них, 1390 года, в деталях показывает жизнь Богоматери. Мало кто пройдет мимо церковной кафедры, покрытие для которой вырезал из липы Йорг Сирлин Младший в 1510 году. А из множества готических статуй особо ценным является изображение страдающего Христа работы скульптора Ханса Мульчера (1429).

После осмотра собора можно прогуляться по самому идиллическому уголку Ульма — рыбацкому кварталу (Fischerviertel). А по дороге туда не забыть полюбоваться восстановленной готической ратушей с фресками 1540 года, посвященными истории города.

В рыбацком квартале, расположенном над впадающей в Дунай речкой Блау, традиционно обитали не только рыбаки, но и ремесленники. Сегодня любовно отреставрированный квартал с его узкими улочками и мостиками, фахверковыми домиками, лавочками и ресторанчиками — настоящий рай для туриста. Самое известное здание квартала — Кривой дом (Schiefes Haus), в котором сейчас расположена фешенебельная гостиница. Позднеготическое фахверковое здание XIV века, буквально нависающее над водой, даже вошло в Книгу рекордов Гиннесса как самое кривое здание в мире.

Точно так же, как медведь является символом Берлина, символом Ульма считается воробей. В 2001 году на улицах города можно было наблюдать целое «нашествие воробьев» — так назывался проект, за осуществление которого взялась группа художников с целью собрать деньги на реставрацию южной башни Мюнстера. 275 различных воробьиных статуй были расставлены по всему городу, а затем выставлены на аукционе, где их смогли приобрести владельцы городских лавочек и предприятий и просто состоятельные горожане: тут был и воробей-чиновник, и воробей-музыкант, и воробей-садовник. Невольно вспоминается Хармс с его чижами, только тут фантазия художников оказалась еще разнообразнее.

А оригинального воробушка с прутиком в клюве, созданного в 1858 году и восседавшего изначально на крыше Ульмского собора, можно сегодня увидеть в стеклянной витрине перед зданием церкви. Если верить старинной легенде, то когда-то именно воробей помог строителям собора, которые безуспешно пытались провезти длинные деревянные балки для креплений в город­ские ворота. И тут они увидели воробья, который нес в свое гнездо прутик, повернув его узким концом вперед. Тогда и строители догадались ввезти строительные балки не поперек, а концами вперед, иначе, как уверяет легенда, им до сих пор стоять бы перед воротами города.

Сегодняшний Ульм – это университетский центр, вокруг которого образовался один из 14 центров экономического развития земли Баден-Вюртемберг. Примечательно, что дунайское заречье Ульма, оставшееся в XIX веке в Баварии, тоже не пошло прахом, а сформировалось со временем в пятидесятитысячник, носящий название Ной-Ульм. Вот и получается, что старинный город, пусть и под разными, хотя и похожими названиями, играет заметную роль сразу в двух соседних землях Германии.

Помимо грузового автомобилестроения и создания спецавтомобилей, долгое время господствовавших в экономике Ульма и окружающих его земель, сейчас активно развиваются научные исследования, причем, прежде всего в области биотехнологий, фармацевтики и медицинской техники, коммуникационных технологий.

Кроме того, Ульм играет заметную роль в культурной жизни Германии. Достаточно сказать, что он с честью поддерживает славу города, в котором первые театральные представления были даны еще в 1641 году. Среди многих достопримечательностей, привлекающих туристов со всех концов страны, да и из-за рубежа, разумеется, тоже, не только уникальные памятники церковной и гражданской архитектуры, прекрасные образцы фортификационного мастерства минувших лет, но и различные музеи.

Среди них есть и своего рода уникум – Музей хлебопекарной культуры, впервые в мире основанный в 1955 году предпринимателем и коллекционером Вилли Айзеленом. В экспозиции представлены многие вехи шеститысячелетней истории пекарского дела, произведения искусства ему посвященные и многое другое. Всего же в этом музее сейчас находится 14 тысяч единиц хранения, из которых ежедневно можно выставить не более 700.

Кстати, не только машиностроением, научными исследованиями и высокими технологиями славится ульмский регион. Есть среди богатых традициями здешних предприятий и основанное в 1889 году «Йерми Кезеверк» – производитель сыров «Йерми», хорошо известных, в том числе и за пределами Германии. Его завод расположен в Бауштеттене, пригороде небольшого городка Лаупхайм.
Специализация этой компании – плавленые и свежие сыры, в этом направлении она работает уже больше полувека. Весьма примечательны принципы, которыми «Йерми» при этом руководствуется.

Вся ее продукция относится к высшей категории качества, поскольку используемые ингредиенты отбираются самым тщательным образом и должны соответствовать наивысшим ожиданиям.
Занимая определенную нишу на рынке высококачественных деликатесов, «Йерми» делает все для того, чтобы предложить потребителю постоянно обновляющийся ассортимент. Вся продукция разрабатывается самой компанией, опирающейся на собственный опыт и умеющей учитывать перспективные запросы потребителей. Отвечая на эти запросы, компания всегда готова продемонстрировать максимальную гибкость.

Стабильность работы и сохранение рабочих мест – безусловный приоритет. Ведь для большинства из ее 370 сотрудников работа в компании – это дело всей жизни.
«Йерми» нацелена на то, чтобы поддерживать национальную экономику, поэтому вся ее продукция, в том числе и поставляемая в зарубежные страны, среди которых есть и Россия, производится только в Германии.

Годовой объем производства составляет 18 тысяч тонн плавленых сыров и около 15 тысяч тонн сырной нарезки, самых разных сортов – эдамер, гауда, тильзитер, эмменталер, хаварти, маасдамер и многие другие. 65 процентов объема продаж приходится на Германию, 35 процентов идет на экспорт по всему миру. Из всего объема экспорта на российский рынок приходится 5-7 процентов, но в «Йерми» считают, что это направление очень перспективно, поскольку, как отметил управляющий этой фирмы Дитер Зайдлер, рост сбыта в России ежегодно «выражается двузначными цифрами». «Наша продукция продается у вас дороже, чем изделия многих наших конкурентов. Но мы успешно удерживаемся в своей нише. И на отсутствие спроса не жалуемся», – сказал он.

И в самом деле, различные нарезки и сыры «Луговая свежесть», которые можно встретить во многих российских сетевых магазинах, на прилавках не залеживаются.

Московская Немецкая Газета
Вся Европа.ru