ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА: КОГДА УЧЕБА В РАДОСТЬ
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА: КОГДА УЧЕБА В РАДОСТЬВ этом году исполняется 150 лет со дня рождения австрийского философа Рудольфа Штайнера, основавшего вальдорфскую образовательную систему. В 1919 году Штайнер открыл в немецком Штутгарте свою школу. Инициатором выступил владелец сигаретной фабрики Вальдорф-Астория – так революционная по тем временам система получила свое название.

Станцуем таблицу умножения?
На уроке в вальдорфской школе всегда царит непривычное оживление. Там поют, танцуют, лепят, рисуют – в общем, не сидят на месте, зубря правила. Здесь не ставят оценки, не задают тонну домашних заданий и даже не оставляют на второй год. Казалось бы, вальдорфские выпускники все как один должны получать пособие по безработице, но почему-то большинство из них весьма успешно. В чем секрет этой системы?

Основная идея проста: обучение должно воздействовать не только на интеллект, но и на всего человека в целом. Ведь ум – лишь одна из составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к болезням. Расписание составлено с учетом внутреннего развития учеников. В начальных классах обучение строится на сказках и играх, дети разыгрывают истории про гномов и эльфов, с возникновением более "реальных" интересов появляются такие предметы, как биология, география и история. Цифры вытанцовывают, буквы пропевают, а физические формулы вырисовывают в воздухе.

Я – особенный
Одна из главных особенностей вальдорфской системы – это деление учебной программы на большие блоки, так называемые "эпохи", по несколько недель каждый. За это время ученики проходят только один предмет, постепенно совершенствуя свои знания. Параллельно большое внимание уделяется творческому развитию ребенка: каждый выпускник вальдорфской школы умеет играть на нескольких музыкальных инструментах, уверенно выходит на театральные подмостки и может своими руками починить в доме любую вещь.

Такая школа работает в интересах детей, позволяя им самое главное – оставаться собой. Гармония – ключевое слово к понимаю вальдорфской философии. Здесь учеников не торопят с успехами, им предоставляют возможность развиваться в собственном ритме. Каждый воспитанник уникален, и в этом его достоинство.

Ключ к понимаю – антропософияРудольф Штайнер известен также как создатель духовной науки антропософии, что в переводе с греческого означает "мудрость о человеке". В ее основе – изучение эволюции человека, его духовное развитие и связь со сверхчувственным миром. По мнению Штайнера, любые изменения материи – это отображение духовного мира, он верил в реинкарнацию и карму.

За годы своего существования учение Штайнера постоянно подвергалось нападкам критиков. Его педагогику сравнивают с суеверием, поверхностной эзотерикой, самого философа ругают за то, что он отрицает материализм в мышлении, а его школы порой даже называют сектами. И хотя именно антропософия "породила" вальдорфскую педагогическую систему, его учение на занятиях никак не представлено. "Штайнер не хотел, чтобы антропософия стала догмой. Он всегда просил критически читать его труды и не навязывать науку учащимся", – говорит доцент Института вальдорфской педагогики в Виттене Герд Келлерманн.

Сегодня в Германии работают 211 вальдорфских школ, и, чтобы туда поступить, записываться нужно чуть ли не с рождения. Многие преподаватели шутят, что скоро придется открывать специальные классы для детей, сбежавших от гособразования. Вальдорфские школы есть не только в Германии, но и за ее пределами: в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Австрии и Венгрии. В России их 26, причем не только в Москве и Петербурге.

Большинство выпускников находят свое место как в искусстве, медицине, преподавании, так и в информатике или инженерном деле. Правда считается, что такие дети редко становятся бизнесменами или клерками – в офисе им слишком скучно.
http://germania-o...