ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕСУРСОВ WEB 2.0 В ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Ирина Рудобелец

В обучении иностранному языку особое место отводится изучению лексики. Учитель иностранного языка проводит целенаправленную работу с «вортшатц», который должен стать активным лексическим запасом у учащихся. А что необходимо, чтобы это произошло?

Конечно же, организация деятельности учащихся по ознакомлению, запоминанию, воспроизведению и употреблению в тематических коммуникационных ситуациях определённых лексических единиц.

Я думаю, всем прекрасно известны методические пособия для учителей иностранного языка, как «Урок иностранного языка в средней школе» Е. И. Пассова («Просвещение»), «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» («Просвещение»), а также учебные пособия по немецкому языку для учащихся средней школы. Конечно же, они стали методическим фундаментом, на котором каждый учитель построил свою систему работы с учащимися по усвоению такой важной части иностранного языка, как лексика.

Не забывая о традициях, я в своей педагогической практике использую информационные компьютерные технологии, а именно — ресурсы web 2.0. Урок, на котором учащиеся должны овладеть иностранными словами, условно можно представить в трёх этапах:

- презентация лексических единиц;

- организация деятельности по их запоминанию;

- употребление слов в иноязычном общении по определённой теме.

В условиях современной классификации уроков по видам речевой деятельности (речевая компетенция), можно отнести такой урок к уроку говорения (концепция учебного предмета «Иностранный язык»).

На данных учебных занятиях с целью совершенствования лексических навыков и формирования навыка говорения организую учебно-познавательную деятельность учащихся с применением Интернет-ресурсов quizlet.com и bubbl.us или Text2MindMap.com.

Чем привлекателен ресурс quizlet.com?

Во-первых, прост в использовании, необходимо только зарегистрироваться и можно уже приступать к работе.
Во-вторых, функциональностью, что позволяет работать с лексикой в различных режимах: «флеш-карточек», «напечатай, что видишь», «напечатай, что слышишь», «теста», «найди пару», «игры». При наличии достаточного количества компьютеров или у учащихся смартфонов, можно организовать индивидуальную работу с лексикой. Но даже, если в кабинете иностранного языка один компьютер, можно также уже в иной, привлекательной для учащихся форме, представлять и погружать их в работу по запоминанию лексических единиц. Этот ресурс стал для меня своеобразным электронным приложением к национальным учебным пособиям. Лексику, представленную в учебнике, я ввожу в так называемый “quizlet-set”, где можно выбрать перевод на родной язык, иллюстрировать или делать и то, и другое одновременно. Режимы «флэш-карточек», «напечатай, что видишь», «напечатай, что слышишь», «игры», «найди пару» подходят для запоминания слов как на уроке, так и дома самостоятельно. А вот для контроля усвоения иностранных слов можно использовать режим «тест», который генерирует слова в три блока:

1) напечатай, что видишь, или переведи,

2) выбери правильный вариант ответа,

3) напиши, верно или неверно.

После выполнения задания производится автоматический контроль. Также я создала для 9 класса «класс», где размещаю для них «сеты» со словами и прослеживаю их динамику выполнения заданий. Материал, который может быть представлен в этом ресурсе, разнообразен — это грамматические упражнения (например, основные формы глаголов в немецком языке), предложения на понимание прочитанного и др. Главное — это решение вашей дидактической задачи.

Интернет-ресурсы bubbl.us или Text2MindMap.com служат для меня как для педагога, неравнодушного к процессу усвоения учащимися иноязычной лексики, инструментом для создания так называемых карт памяти (интеллект-карт, карт связей) или mindmap, которые являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта. Также я считаю, что это своего рода, трансформация таблиц И. Л. Бим и Е. И. Пассова по работе с лексикой в условиях реализации коммуникативного метода обучения иноязычному общению. Данные карты обеспечивают на уроках говорения в рамках календарно-тематического планирования по темам «Мой любимый писатель», «Хороший/ая ученик/ца», «Мой любимый фильм», «Хороший/ая актёр/актриса», «Искусство», «Спорт», «Мой дом» и т.д. зрительную и содержательную опору для ребят по составлению своего мнения по теме общения. Приём помогает учителю объяснять и корректировать, а учащимся — правильно использовать синтаксические единицы в реализации критериев: связности, логичности, объёма и развёрнутости монологического высказывания.

В ресурсах bubbl.us или Text2MindMap.com учителю необходимо вводить нужные лексические единицы, словосочетания, устойчивые выражения по заданной теме и распределять их по смысловым или морфологическим группам. Например, в центре карты мы пишем «Хороший ученик», затем от него проводим связь к вопросу «Каким может быть хороший ученик?». От этого вопроса мы проводим связи: прилежный, аккуратный, умный, одарённый, коммуникабельный, приветливый, отзывчивый, смелый и др. Далее от темы высказывания «Хороший ученик» можно сделать ещё одну связь «Что он делает?». Продолжаем в этой группе: принимает участие в олимпиадах, участвует в школьном самоуправлении, является старостой класса, помогает друзьям, учителям и т. д.

На этапе первой презентации учащимся такой карты (на бумажном — карты можно распечатать — или электронном носителе) следует прочитать её, определить, есть ли новые, незнакомые слова или выражения. Алгоритм работы с MindMap определяется каждым учителем индивидуально. Но идея такова, чтобы учащиеся самостоятельно строили предложения, складывая их в связный текст, определяемый коммуникативной ситуацией.

Иностранные языки в школе